Корабль, стоящий в гавани, находится в безопасности, но корабли строятся не для этого. Ларри Стаут, теоретик менеджмента
Введение
С каждым годом цифровые технологии (интернет-каналы коммуникаций, облачные платформы для хранения больших объемов информации, автоматизация производственных процессов и роботизация) все больше внедряются в различные сферы государственного управления, финансовой и социальной сферы, промышленности и науки, предоставляя новые возможности для повышения качества жизни населения, совершенствования инфраструктуры бизнеса, улучшения эффективности управления структурными подразделениями каждой организации, а также для оптимизации взаимодействия компаний с партнерами и заказчиками.
Перспективы развития цифровизации создают у части руководителей ошибочное представление о том, что роль человеческого потенциала в реализации «Промышленной революции 4.0» будет неуклонно снижаться.
Фактически прогнозируется рост востребованности в руководителях и специалистах с высоким интеллектуальным потенциалом, способных создавать и внедрять современные системы управления, а именно менеджмента качества, планировать и реализовать новые проекты в области информатизации, автоматизации и роботизации бизнес-процессов в любой сфере человеческой деятельности.
Цифровизация – это практическое приложение новых идей к технологиям производства, создание современной организационной культуры, позволяющей использовать интеллектуальный потенциал каждого работника, открытость для инноваций и лидерства внутри организации. Новые взаимоотношения работников позволяют кардинальным образом перестраивать бизнес-модели практически в любой сфере деятельности.
Роль человеческого фактора в развитии цифровизации
В эру цифровизации перед высшим руководством компаний стоит задача создания автоматизированных производств, управляемых интеллектуальными системами в режиме реального времени на основе постоянной интеграции экосистемы предприятия с национальной и международной сетью производителей и поставщиков услуг. Эти процессы должны привести к коренному преобразованию глобальных цепочек создания ценностей для всех заинтересованных сторон, логическим итогом которого является гибкое взаимодействие партнеров между собой на региональном и международном уровнях, а также формирование новых моделей ведения бизнеса. В итоге взаимосвязанные «умные» компоненты информационных систем предоставляют партнерам возможности для обеспечения прозрачности и гибкости своих бизнес-процессов. В связи с этим перед проектировщиками «умных производств» стоят задачи правильной идентификации границ и составляющих экосистемы каждого предприятия, исследование и оценка запросов и ожиданий всех его заинтересованных сторон, поиск инновационных концепций и моделей ведения бизнеса.
Трансформация традиционных предприятий для будущих сценариев
Для успешной трансформации существующих производств система менеджмента организаций должна соответствовать следующим основным условиям:
- наличие системы лидерства на всех уровнях организационной структуры;
- постоянный анализ и готовность к организационным и техническим рискам;
- открытость для внедрения инноваций и бенчмаркинга;
- создание на основе международной стандартизации информационных платформ, совместимых на уровне бизнес-партнеров как в региональном, так и глобальном масштабе;
- обеспечение прозрачности и управляемости бизнес-процессов, ориентированных на автоматизацию производства;
- постоянное совершенствование технологий производства продукции и оказания услуг;
- мониторинг производственных циклов, благодаря автоматизированному сбору, анализу и визуализации всей информации в режиме реального времени;
- сокращение доли рутинных операций, выполняемых персоналом, на основе делегирования некоторых из них компьютерным системам.
Использование цифровых технологий кардинально меняет роль управленческого и производственного персонала, который может направить свой интеллектуальный потенциал для внедрения инноваций с целью создания новых продуктов и услуг с более высокими потребительскими качествами. Высококвалифицированный персонал может осуществлять мониторинг бизнес-процессов для повышения их эффективности, он избавляется от необходимости выполнения рутинных операций, подключаясь только в экстренных и нестандартных ситуациях.
Роль систем менеджмента для развития инновационных технологий
Современная система менеджмента качества позволяет использовать необходимые информационные ресурсы для постоянного повышения качества продукции и услуг, ресурсосбережения и оптимизации обслуживания технологического оборудования. Особенно важно обеспечить интеграцию данных, получаемых из многих информационных систем, включая управление производством, учет ресурсов, взаимоотношения с клиентами и партнерами.
Для успешной реализации задач в области цифровизации управленческий и технический персонал должен уделять больше внимания поиску и разработке стратегических целей организации, видению перспектив своего сектора экономики в ближайшем и отдаленном будущем. При этом обслуживающий персонал должен постоянно обучаться, чтобы прогнозировать возможные производственные риски.
Создание современных роботов требует от персонала новых знаний в области компьютерных технологий, высокой профессиональной подготовки, умения применять достижения в области цифровизации и роботизации для решения практических задач. Высококвалифицированные специалисты способны создавать и использовать роботов, которые заменяют работников на рутинных работах, прежде всего на опасных производствах, успешно взаимодействуют между собой, самостоятельно оптимизируют производственные операции.
Моделирование управленческих и производственных операций
В эру цифровизации возрастает потребность в предварительном виртуальном моделировании технологических процессов, новых продуктов с улучшенными потребительскими качествами, а также услуг, удовлетворяющих запросы и ожидания потребителей. Успешное моделирование позволяет улучшать не только потребительские свойства продуктов и качество услуг, но и проектировать условия для повышения эффективности всего цикла управленческих и производственных процессов.
Создание цифровых моделей бизнес-процессов позволяет прогнозировать виртуальные версии реального производства с определением роли и ответственности персонала, надежности оборудования и качества планируемых к производству продуктов. Такие виртуальные модели предоставляют проектировщикам возможность для предварительного тестирования и оптимизации настроек оборудования до внесения изменений непосредственно на реальном производстве. Для достижения указанных целей персоналу необходимо владеть знаниями и приемами, необходимыми для разработки перспективных технических проектов. Использование и обмен большими массивами данных между звеньями централизованных информационных систем контроля за состоянием производственных процессов позволяет персоналу своевременно вносить коррективы и оперативно принимать решения.
Создание систем информационной безопасности
Создавая сложные информационные системы, интегрированные с внешними сетями, многие компании сталкиваются с проблемами обеспечения кибербезопасности. В период «Четвертой промышленной революции» становится актуальной защита основных и вспомогательных производственных систем от внутренних рисков и внешних угроз. В связи с этим создание условий для безопасных подключений и надежных интерфейсов является неотъемлемым условием развития корпоративных информационных систем безопасности. Многие современные компании постепенно переходят к информационным системам анализа на основе применения облачных платформ (iCloud). Цифровые технологии предполагают увеличение масштабов обмена данными между бизнес-партнерами, выходя за пределы отдельно взятых компаний. Расширение информационных систем не позволяет осуществлять хранение больших баз данных в пределах серверных возможностей отдельных компаний.
В дальнейшем производственные системы мониторинга и контроля перейдут на облачные платформы, что предполагает активное сотрудничество персонала бизнес-партнеров. Для обеспечения надежности этих систем следует на основе международных стандартов создать корпоративные нормативы информационной безопасности. По этой причине становится актуальным сотрудничество с партнерами, специализирующимися в вопросах кибербезопасности и «облачных» технологий.
Перспективы развития цифровизации
Дальнейшее развитие цифровизации позволит создать более гибкие системы, позволяющие партнерам обмениваться информацией через интернет, что значительно увеличит эффективность труда и сократит издержки на проведение всевозможных затратных мероприятий. Эффективная цифровизация предусматривает интеграцию бизнес-процессов как по вертикали, так и по горизонтали в рамках всей организации с охватом полного жизненного цикла создания и утилизации продукции, начиная от проектирования новых продуктов, закупок сырья, производства и заканчивая логистикой и сервисным обслуживанием.
Использование инструментов интегрированного планирования, учитывающих предложения от партнеров и потребителей (требования к качеству, объемы производства, сроки поставок и реализации продукции), позволит оперативно корректировать планы. Цифровизация позволит компаниям обеспечить индивидуальный подход к рассмотрению заказов согласно предпочтениям клиентов, что резко повышает их лояльность и уровень удовлетворенности.
Создание «умных» производств позволит выпускать буквально штучные продукты по индивидуальным заказам. При этом снижаются удельные затраты на производство единицы продукции. Очень важным является прогнозирование глобальных и региональных вызовов и рисков. Фундаментальными переменами будут охвачены практически все сферы жизни человека, что потребует внедрения системы менеджмента изменений (Change management).
Заключение
На основании изложенного становится очевидно, что полная автоматизация производственных процессов обеспечивает безаварийную работу оборудования, уменьшая участие персонала в выполнении рутинных операций. Следует также предвидеть, что в эру цифровых технологий будет меняться роль человека, требуя от менеджеров и технического персонала все больше знаний, более интеллектуального и творческого участия.
Выгоды развития цифровизации
- фундаментальная трансформация экономики, развитие отраслей, использующих большие массивы данных;
- освобождение технического персонала от механической работы, снижение значительной доли физического труда;
- изменение структуры человеческих ресурсов, кадры с интеллектуальными и творческими возможностями станут основной ценностью на рынке труда;
- постепенное уменьшение доли неквалифицированных рабочих профессий в связи с автоматизацией большей части производственных процессов;
- принцип открытости и прозрачности взаимоотношений деловых партнеров благодаря цифровому мониторингу выполнения взаимных обязательств;
Таким образом, все этапы цифровизации в обязательном порядке должны управляться и сопровождаться грамотным персоналом c высоким интеллектуальным потенциалом. Для достижения стратегических целей потребуется непрерывное и постоянное обучение руководителей и специалистов в соответствии с будущими сценариями развития экономики.
Профессор Азат Абдрахманов, главный редактор портала «Сапалы Қазақстан/Качественный Казахстан», академик Международной академии качества (IAQ, USA), международный аудитор по системам менеджмента (AFNOR, France), лицензированный асессор и тренер Европейского фонда менеджмента качества (EFQM), член экспертной группы Премии Президента РК «Алтын сапа», член международного жюри при Правительстве Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), член правления Азиатской сети качества (ANQ)
Пікірлер
Комментарий қалдыру үшін порталға тіркеліңіз немесе кіріңіз
Авторизация через