Государство
: Абдрахманов Азат

Поделиться

Станет ли качество Национальной идеей в Казахстане?

  Станет ли качество Национальной идеей в Казахстане?

В эпоху цифровых технологий стремление к наращиванию объемов производства без обеспечения соответствующего качества продукции и услуг обречено на провал. Конкуренция в экономической сфере развивается с каждым днем все активнее в глобальном масштабе. В качестве примера можно привести ошеломляющее развитие китайской автомобильной промышленности, которая в последние годы успешно конкурирует не только с европейскими и американскими автомобильными гигантами, но и серьезно соперничает с японскими и корейскими автопроизводителями.

Взгляд на мировой опыт

Секрет японского лидерства в экономическом развитии. В период после Второй мировой войны широкомасштабная программа развития экономики, принятая правительством Японии, базировалась на использовании самых современных научных достижений, полученных учеными экономически развитых стран мира. В связи с этим качество стало национальной идеей. По всей стране развернулись так называемые кружки качества, которыми руководили всемирно известные иностранные консультанты. Выдающийся американский экономист Эдвардс Деминг говорил японским менеджерам: «Вы должны рассматривать свое предприятие как единую систему. Вы должны рассматривать всю цепь своих поставщиков и потребителей тоже как систему. Вы должны оптимизировать всю Японию как систему». 

Результат этой политики заставил весь мир признать уникальный японский опыт, благодаря которому страна, не имея никаких природных ресурсов, вышла на лидирующие позиции в автомобилестроении, судостроении, электронном приборостроении и в других наукоемких направлениях производства. Японские компании стали широко внедрять новые концепции бизнеса. В частности, подходы «кайдзен менеджмента» резко отличаются от принятых на Западе методов управления. Эта философия управления особое значение придает людям и организации процесса производства, а на Западе руководство компаний ориентируется на продукт и результат. Кайдзен ориентирует компанию на постоянное совершенствование процессов жизненного цикла продукции. 

Другая методология, благодаря которой японцы добились грандиозных успехов в области качества - это применение статистических методов, в частности, теории «Шесть сигм». Этот статистический подход позволяет встраивать качество во все стадии производства, начиная от разработки продукта, выбора поставщиков, заканчивая доставкой товаров потребителям. Благодаря принятию Национальной идеи качества десятки японских компаний стали мировыми лидерами в своих отраслях промышленности, такие как Toyota, Nissan, Honda, Sony, Panasonic, Toshiba, Kamatsu, Yamaha и др.

Корейский феномен лидерства.  В качестве примера успешного развития южнокорейской экономики можно рассмотреть историю создания и развития компании Samsung, которая началась с маленького розничного магазина в корейском городке. В 1938 году молодой предприниматель Ли Бён Чхоль стал торговать мукой и другими продуктами. В послевоенный период Ли Бён Чхоль предложил общенациональный план экономического развития и сотрудничества правительства с бизнес-сообществом. Ли стал первым председателем крупнейшего бизнес-лобби страны — Федерации корейской промышленности. В 1969 году основатель Samsung открыл новое направление — электронное. Он объединился с японскими коллегами из компании Sanyo и открыл Samsung-Sanyo Electric — прямую предшественницу нынешней Samsung Electronics. Компания производила разнообразные бытовые приборы: черно-белые телевизоры, холодильники, калькуляторы, кондиционеры и другие. В основном предприятие работало на экспорт. Сегодня Samsung — крупнейший мировой конгломерат. В 2022 году Samsung продал более 200 млн смартфонов по всему миру. На компанию работает 270 тыс. сотрудников в 74 странах. В первом квартале 2024 году Samsung занимает около 25% всего рынка смартфонов.
Samsung Electronics находится на 24 месте среди самых богатых компаний в мире. Ее капитал на май 2023 года составлял $325,10 млрд. Компания занимается не только электроникой, но и химической промышленностью, страховым бизнесом и даже владеет парком развлечений. Выбор правильной стратегии, основанной на Национальной идее качества, позволил южнокорейским компаниям Samsung, Kia Motors,   Hyundai, LG Electronics, Krafton, Satrec Initiative  и др. занять свои места среди мировых лидеров.

Китайский путь к процветанию. В 1978 году видный деятель Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин вместе с соратниками начал реализацию политики реформ, нацеленной на открытость внешнему миру, построение социалистической рыночной экономики и создание общества «малого благосостояния». В большинстве секторов экономики роль правительства была уменьшена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, увеличилась роль частного сектора. Правительство КНР разрешило международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы повысили уровень жизни большинства населения Китая и позже позволили поддержать комплексные реформы. 

В начале 90-х годов власти КНР провозгласили политику «технология в обмен на рынок», которая предполагала уступку части отечественного рынка транснациональным корпорациям в обмен на передачу Китаю зарубежных технологий. Западные корпорации поспешили воспользоваться крайне низкой стоимостью рабочей силы в Китае и массово переносили в Поднебесную свои производства, а затем и научно-исследовательские центры. В прошлом остались те времена, когда китайское производство ассоциировалось исключительно с пошивом дешевой одежды и контрафактом: ныне Китай – крупнейший экспортер и производитель товаров, «мировая фабрика», с чьих конвейеров сходят самые популярные электронные гаджеты. Сегодня в стране функционируют 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей. Благодаря государственной политике, нацеленной на подготовку квалифицированных национальных кадров, создание современных производств, высокое качество и конкурентоспособность, экономика Китая вышла на лидирующие позиции во многих направлениях. В последние годы китайские компании от принципа «Сделано в Китае» перешли к принципу «Создано в Китае». Вследствие грамотной экономической политики всему миру стали известны китайские бренды Alibaba, Haier, Midea, Gree, Chery, Changan, Geely, Haval и сотни других. Успех китайских компаний состоит в использовании мирового опыта управления качеством на производстве. Китайские производители активно внедряют все достижения в области менеджмента качества, бенчмаркинга, международных стандартов ISO, методики «Шесть сигм» и др.

Как Казахстану поднять конкурентоспособность своей экономики?

У нашей станы в условиях глобализации экономических связей имеется всего два пути: первый - используя свои природные ресурсы, развивая производство на основе применения цифровых и инновационных технологий, занять достойное место среди экономически развитых стран мира, а второй - остаться сырьевым придатком сверхдержав, как до сих пор и было. В связи с этим качество должно стать не только национальной идеей для всей государственной экономической политики, но и каждой отрасли промышленности и сферы услуг, каждого предприятия, его структурного подразделения, каждого руководителя и специалиста. Для этого необходимо создание и развитие новой организационной культуры, базирующейся на стремлении каждого государственного служащего, менеджера и работника к достижению высокого качества своего труда. 

В период всего независимого развития Казахстана недостатка в государственных программах, в призывах и декларациях государственных деятелей к повышению качества и конкурентоспособности отечественных товаров не было. К сожалению, все эти программы и планы оказались нежизнеспособными, использовались для прикрытия некомпетентности многих руководителей как на отраслевом уровне, так и на уровне регионов. По этой причине показатели из статистических отчетов, демонстрирующие рост промышленного производства и внешнеэкономических торговых отношений, касаются в основном экспорта сырья и импорта высокотехнологичных товаров.

Не следует слепо копировать чужой опыт…

Конечно, кто-то может понять, что нужно полностью копировать японский, корейский или китайский опыт. Это было бы неправильным пониманием концепции экономического развития Казахстана в современных условиях. Для этого имеется успешный международный опыт применения инновационных методов менеджмента: бенчмаркинг, система сбалансированных показателей, менеджмент качества (далее - СМК) в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, Модель бизнес- совершенства EFQM. Достижение успеха в этом деле возможно при условии, если руководство и персонал каждой организации овладеет основными Концепциями менеджмента качества. Внедрение СМК в организации должно строиться на создании и применении процессного и системного подходов к управлению цепочкой жизненного цикла каждого вида продукции (услуги) с учетом специфических особенностей производства, организационной культуры каждого предприятия.                                       

В начале 2000-х годов правительство Казахстана инициировало внедрение в организациях государственного управления, на промышленных предприятиях, образовательных и медицинских учреждениях разработку и внедрение СМК в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9001, 14001, 45001, 50001 и др. К сожалению, эта деятельность не нашла ни долгосрочной государственной, ни общественной поддержки. По этой причине внедрение СМК на предприятиях и организациях пошло по формальному пути: без учета реальной потребности самого бизнеса, без обучения кадров специфике менеджмента качества, без понимания реальных преимуществ нового системного подхода к управлению предприятиями. Зачастую как этапы внедрения СМК, так и процедура ее сертификации проходила формально, «для показухи». В большинстве казахстанских организаций не была создана система мотивации руководителей и персонала к внедрению процессного подхода управления стадиями жизненного цикла производимой продукции. Отсюда понятно, почему практически везде укоренилось формальное отношение к анализу обратной связи с потребителями, к оценке их уровня удовлетворенности.

Однако анализ причин отрицательного опыта в области внедрения СМК был бы неполным, если не указать в этой связи реальный вред фактов коррупции при проведении процедуры государственных закупок. Именно государственная политика, направленная на поддержку отечественного бизнеса, обеспечение прозрачности государственных закупок, субсидирование перспективных направлений малого и среднего предпринимательства послужили бы мощным стимулом для освоения казахстанскими предпринимателями новых методов ведения бизнеса, повышения конкурентоспособности отечественных товаров не только на внутреннем, но и на международном рынках.

Казахстану нужны лидеры в отраслях экономики. В современных условиях глобальной конкуренции казахстанским предприятиям требуются руководители, владеющие современным мышлением, новыми концепциями управления бизнесом. Наряду с созданием современной инфраструктуры для производства (строительство современных производственных зданий, оснащение импортным оборудованием, внедрение новых технологий, автоматизация), вопросы подготовки квалифицированных специалистов выходят на первый план. Руководители этих организаций должны непосредственно заниматься не только производственными вопросами, но и проблемами создания современных интегрированных систем менеджмента. Вместо традиционных функциональных вертикалей с директивными методами управления приходит процессный подход, когда   выстраивается система управления на основе применения взаимосвязанных бизнес-процессов.

Исходя из изложенного, можно сделать заключение, основные пункты которого следующие:

- Принятие долгосрочной государственной программы, нацеленной на повышение качества и конкурентоспособности казахстанской продукции.

- Обеспечение прозрачности в системе государственных закупок, исключив возможности для коррупции.

- Преодоление консерватизма и старых стереотипов как в сфере управления всей экономикой страны, так и отдельными компаниями.

- Освоение руководителями современных концепций управления компаниями: система менеджмента качества (СМК), система сбалансированных показателей,  бережливое производство, Шесть сигм, бенчмаркинг и др.

- Обеспечение открытости экономики страны для инноваций не на словах, а на деле.

Каждому руководителю нужно лучше изучить уроки из прошлого опыта, понять текущую ситуацию и наметить шаги для прогресса в ближайшем будущем.

Казахстанская организации качества и инновационного менеджмента (далее - ОО "КОКИМ"), являясь Национальным партнером Европейской Организации качества (eoq.org), Европейского Фонда менеджмента качества (efqm.org), Азиатской сети качества (anforq.org), имеет 25-летний опыт международного сотрудничества и предлагает отечественным компаниям и организациям  содействие в оказании внедрения лучшей мировой практики.

 Я приглашаю к сотрудничеству всех руководителей, кто разделяет наши предложения о принятии Национальной идеи качества, поднятия престижа и конкурентоспособности отечественной продукции, кто желает внести достойный вклад в развитие экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры и общественно-политической жизни нашего государства.

Интернет-портал «Сапалы Қазақстан/Качественный Казахстан» (http://www.standard.kz ) открыт для сотрудничества со всеми организациями, специалистами и представителями общественных организаций, а также СМИ.

 Азат Абдрахманов, главный редактор портала «Сапалы Қазақстан/Качественный Казахстан», академик Международной академии качества (IAQ, USA), международный аудитор по системам менеджмента (AFNOR, France), асессор Европейского фонда менеджмента качества (EFQM), член международного жюри при Правительстве Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), почетный директор и член правления Азиатской сети качества (ANQ), профессор 

 

Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе всех событий!
Youtube Facebook Instagram Форум качества Телеграм

Комментарии

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите

Авторизация через