В Казахстане ужесточены правила ввоза автомобилей из-за рубежа

В Казахстане ужесточены правила ввоза автомобилей из-за рубежа
фото: freepik.com

Государство методично борется с теневым бизнесом. На днях на заседании Общественной палаты Мажилиса зампред КГД политолог Данияр Ашимбаев рассказал, как мониторинг электронных денежных переводов помог выявить немалое число лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в промышленных масштабах, причем без уплаты налогов. Теперь пришла очередь серых схем ввоза автотранспорта. С 1 декабря физические лица могут ввозить не больше одного автомобиля в год, при этом не старше трех лет.

Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев сообщил, что на самом деле это правило действует давно, но теперь ужесточен контроль за его реализацией. Министр отметил, что если кто-то хочет ввозить большее число автотранспорта, то должен открыть юридическое лицо и стать официальным дилером.

Нужно понимать, что речь идет не об ущемлении интересов граждан, а о пресечении многочисленных "серых схем".

Шарлапаев рассказал: "В 2023 году у нас были случаи, когда один человек взял 793 автомобиля. 34 человека у нас завезли более 100 автомобилей. То есть по всеми признакам они занимаются предпринимательской деятельностью. Поэтому в первую очередь дело не в установлении каких-то ограничений. Мы говорим о том, что, если люди хотят заниматься предпринимательской деятельностью, буквально сотнями ввозить машины, то они всё-таки должны соблюдать законные требования государственных органов. Платить все соответствующие сборы".

Понятно, что как в случае с утильсбором в сетях разразились многочисленные истерики про "ущемление интересов простых работяг".

Однако речь идет о крупных полуподпольных структурах с откровенно криминальным душком. Напомним и про нередко встречающиеся скандалы с эксплуатацией угнанных автомобилей или легализацией серого автоимпорта. В криминальных сводках такие новости все реже, но еще мелькают.

Понятно, что недовольные есть, и это не "бедные трудяги", а лица, которые могут позволить себе нанимать лоббистов, продвигать свои интересы через СМИ и соцсети и порой устраивать политизированные скандалы.

Факторы, по которым развивается и регулируется автомобильный рынок Казахстана


Во-первых, приоритет собственного производства, регулируемый через систему утильсбора и льготное автокредитование.
Во-вторых, защита окружающей среды и снижение аварийности через экологические и технологические стандарты.
В-третьих, борьба с криминалом, коррупцией и контрабандой через поэтапное ужесточение контроля.

Политолог добавил, что речь идет и хоть каком-то сокращении числа автомобилей на улицах мегаполисов (точнее - в систематически растущих пробках и загаженной атмосфере).

Первый вице-премьер Роман Скляр летом говорил в интервью: "Сейчас у нас имеется чуть более пяти миллионов автомобилей при населении 20 млн. Почему-то никто не спрашивает тех людей, кто не имеет машин — хотите ли вы, чтобы старые автомобили здесь ездили, чтобы мы превратились в автопомойку, отменили все барьеры, регистрационный сбор на автомобили старше трех лет? Пусть завозят 20-летние, 30-летние автомобили со всех стран, освобождают их рынок: они покупают себе новые автомобили, а у нас здесь будет все старое".

Тут, понятно, речь идет больше об утильсборе, но общий процесс регулирования рынка, наведение порядка  - это все звенья одной цепи. И эта политика направлена не только на пользу для экономики, она приносит пользу всему обществу.