Почему в Казахстане подорожала сотовая связь и продукты?

Почему в Казахстане подорожала сотовая связь и продукты?

Первый заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции (далее – АЗРК) Рустам Ахметов рассказал о работе госоргана по стабилизации цен на продукты, сотовую связь и такси.

Резкий рост цен на продукты в 2022 году, по словам Рустама Ахметова, произошел на товары, которые значительно зависят от импорта. Из 19 позиций социально значимых товаров потребления – девять импортозависимы. Цены повысились по всему миру на 35%. Это привело  к подорожанию социально значимых продовольственных товаров и в Казахстане, на 21,3% на текущий момент. Например, мало того что Казахстан импортирует 58% сахара, так еще  и четыре действующих в нашей стране завода также сильно зависят от поставок сахарного тростника. Из-за ограничений вывоза сахара в соседних странах в Казахстане выросла его стоимость.

«К тому же данные четыре завода сильно закредитованы. У них не хватает оборотных средств. Единственный поставщик, который снабдил их кредитными средствами, сейчас занимает 90% оптового рынка реализации сахара и является крупным монополистом, который продает сахар другим посредникам и торговым сетям. Мы проводили расследования по его влиянию на стоимость, где обнаружено завышенное ценообразование. По данному вопросу будем принимать меры реагирования», – пояснил представитель Агентства.

Ахметов добавил, что АЗРК предлагает реализовывать продукцию на товарной бирже. Планируется снабдить заводы оборотными средствами от СПК и торговых сетей, которых хватит на покупку сырья и стабилизацию цен. Так что в следующем году такого резкого скачка стоимости сахара не должно быть.

«Нам надо акцентировать внимание на господдержку для увеличения объемов выпуска продукции, а не снижения цен. Необходимо сокращать объемы экономически неэффективных субсидий на удешевление продукции в сторону льготного кредитования на увеличение мощностей и объемов производства. Потому что, как показывает практика, эффект от удешевления незначительный. При этом когда страна обеспечена собственной продукцией, ценообразование более стабильно, – заявил Ахметов. – Как пример –  мясо говядины, социальный хлеб, которые дорожали не так резко, как сахар».

Говоря о сотовых операторах Рустам Ахметов отметил, что данный рынок необходимо демонополизировать. Во-первых, следует выделить из состава инфраструктурного оператора «Казахтелеком» субъектов смежных рынков – сотовых операторов. Во-вторых, ввести новых игроков через изъятие неэффективно используемого радиочастотного спектра (РЧС) с последующей реализацией государственного ресурса через конкурс – аукцион.

«Раньше, когда было четыре оператора, у казахстанцев был выбор тарифов. Сейчас же есть две компании и выбор людей ограничен. Данную тенденцию необходимо изменить», – пояснил спикер.

На рынке такси, по словам Ахметова, ведется расследование по тарифообразованию «Яндекс. Такси», который взимает комиссию в размере 17-20% и применяет динамичное ценообразование - в дождь, снег, праздники услуга для потребителей значительно дороже с учетом повышенного спроса. Если будут выявлены монопольно высокие цены, то будут предприняты меры реагирования и снижена комиссия.

«В целом цифровизация рынка такси в любом бы случае привела к монополизации рынка, так как здесь маржинальность невысокая. Агрегаторы зарабатывают на увеличении объемов услуг. С другой стороны, чем выше спрос на услуги агрегатора, тем выше его цена. С этим связано и увеличение тарифов. При этом на данном рынке есть конкуренция. Помимо «Яндекс. Такси» есть InDriver, прочие агрегаторы и таксомоторные компании. Здесь уже решает клиент», – пояснил замглавы АЗРК.