фото: turizm-centr.ru
Почему, несмотря на все принимаемые государством меры по развитию отечественного туризма, доля Казахстана в международном туристском потоке по-прежнему не высока, и что нужно менять в системе образования относительно подготовки и выпуска кадров в сфере туризма и туриндустрии, попыталась разобраться старший эксперт Центра Казахстанского института экономических исследований Назигуль Жанакова, проведя соответствующее исследование, передает портал Качественный Казахстан.
Как отмечает эксперт, туризм в стране признан перспективной отраслью развития национальной экономики, вклад которой может принести наибольший социально-экономический эффект через рост предложений туристских услуг и туристских продуктов, благоприятно влияя на рост благосостояния населения страны.
О важности развития отечественного туризма не раз отмечалось в посланиях президента РК К.-Ж. Токаева народу страны. Выступая на первой сессии Парламента VIII созыва, глава государства отметил необходимость развития «не до конца раскрывшегося потенциала туристской отрасли страны, расширение которого видится в комплексном решении инфраструктурных вопросов и кардинальном повышении качества сервиса».
Реализация прорывных судьбоносных для страны проектов, в том числе в туристской отрасли, через задействование туристского потенциала страны и создание кластеров высокого передела отмечена в Послании Президента РК К.-Ж.Токаева народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана».
Однако доля Казахстана в международном туристском потоке не высока: по данным БНС АСПиР, в 2022 году количество международных туристских прибытий в нашу страну составило 4,7 млн человек, или 0,5% от общемировой величины этого показателя. При этом потенциальные возможности Казахстана оцениваются намного выше тех, которыми страна располагает.
«Одним из основных ресурсов эффективного развития туризма является подготовка и выпуск кадров в сфере туризма и туриндустрии. Согласно данным Бюро нацстатистики (БНС) АСПиР, в Казахстане по итогам 2022/2023 учебного года численность студентов, обучающихся по специальностям 5B090200 «Туризм», 5B090600 «Культурно-досуговая работа», 5B091200 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес», охватила всего лишь 31 человека, или менее 0,1% всех обучающихся по специальностям бакалавриата. При этом количество выпускников по этим специальностям составило 1 760 человек, или 1,1% выпускников по всем образовательным программам бакалавриата. В итоге можно сделать вывод, что сфера туризма сейчас остро нуждается в профессиональных кадрах», – считает эксперт.
При этом она отметила, что в предыдущие учебные годы ситуация складывалась немного лучше.
В 2021/2022 учебном году численность обучающихся по специальностям туризма была 2 319 человек (0,4% всех обучающихся бакалавриата). Выпуск составил 2 030 человек (1,3% всех выпускников бакалавриата).
В 2020/2021 учебном году обучающихся по специальностям туризма было 4 611 человек (0,8% всех обучающихся бакалавриата). Выпуск составил 1 634 человека (1,1% всех выпускников бакалавриата).
«Образовательные программы по специальностям туризма не в полной мере отвечают реальным нуждам отрасли ввиду их малой ориентированности на практическую работу, вследствие чего кадры профильных специальностей туризма остаются невостребованными. Требует своей доработки развитие смежных видов профессий по туристской отрасли с учетом потребностей современного рынка туристских услуг. Это относится не только ко всем вузам страны, имеющим образовательные программы по специальностям туризма. Прежде всего это относится к созданным профильным вузам страны, таким как Казахская академия спорта и туризма (Алматы), Международный университет туризма и гостеприимства (Туркестан), а также специализированным колледжам и школам», – поделилась мнением автор исследования.
Она дополнила, что также важно усилить требования к профессорско-преподавательскому составу вузов и ТИПО, квалификация которых должна соответствовать подготовке кадров по специальностям туризма.
Право для преподавания учебных курсов по туризму в вузах и колледжах должны иметь те преподаватели, которые обладают званием «инструктор туризма», чего нет сейчас у большинства профессорско-преподавательского состава, который зачастую имеет ученые и академические звания в научных достижениях, но не обладает достижениями в практическом туризме.
«Преподаватели с навыками практического туризма могут глубже делиться практическим опытом с приведением практических примеров и случаев из своего опыта, и прививать обучающимся специализированные навыки по туризму. Более того, это усилит качество образования через разработку учебных курсов и образовательных программ с ориентацией на их практическое применение. Для систематизации этого процесса оптимальным считается приобретение такого звания в зависимости от категории, где профессорско-преподавательскому составу вузов и колледжей оптимальным будет считаться присвоение начальных категорий. В связи с этим уполномоченной организации по присвоению таких званий в лице Агентства по физической культуре и спорта РК необходимо разработать данные категории», – считает Назигуль Жанакова.
Кроме того, по ее мнению, для усиления качества образовательного процесса уполномоченным органам в сфере образования и науки РК в лице Министерства просвещения РК и Министерства науки и высшего образования РК, аттестационные, аккредитационные и иные мероприятия по мониторингу и контролю учебного процесса целесообразно проводить с выдвижением требований по наличию такого рода званий для преподавателей образовательных программ по туризму.
Также важно уделить внимание выделению государственных образовательных грантов для обучающихся.
На начало 2022/2023 учебного года обучалось по государственным образовательным грантам специальностей туризма всего два студента по специальности «Ресторанное дело и гостиничный бизнес». При этом в 2021/2022 учебном году по специальностям туризма обучалось 882 человека.
В целом за предыдущие пять учебных лет количество государственных образовательных грантов по специальностям туризма сократилось в 1,4 тыс. раз, не считая 2022/2023 учебный год – в 3,2 раза. Следовательно, важно уделить внимание повышению количества государственных образовательных грантов по специальностям туризма.
«Данные мероприятия позволят усилить качество образовательного процесса по специальностям туризма, привлекут абитуриентов на обучение по специальностям туризма, переориентируют образовательные программы подготовки специалистов по туризму с чисто теоретических навыков в направлении реализации их практического применения», – подытожила автор исследования.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через