Для Алматы внезапное отключение электроэнергии в жилых домах – ситуация привычная. В предыдущей статье мы рассказывали о том, какие бывают последствия подобного внезапного отключения света.
А сейчас мы бы хотели рассказать вам, что в таких случаях нужно делать и куда обращаться.
Наш эксперт – Раиса Максимовна Колмогорова – юрист с пятилетним стажем, у нее степень магистра Новосибирского Государственного университета.
– Что делать потребителю, у которого в связи с частыми перебоями света сломалась дорогостоящая аппаратура? Куда и к кому обращаться?
– Согласно статье 482 Гражданского кодекса РК (далее ГК), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Необходимо совместно с соседями (также пострадавшими от скачка электроснабжения), составить акт о том, где, когда, какого числа, в котором часу, произошло отключение электроснабжения в домах, указывая конкретную улицу. К данному акту приложить список собственников жилых домов и бытовых приборов, поврежденных от скачков напряжения.
Далее жильцам необходимо обратиться с заявлением в АО «Казахэнергоэкспертиза» о проведении энергетической экспертизы технического состояния вводно-распределительного устройства их жилых домов и питающей данную улицу кабельной линии.
В заключении энергетической экспертизы будет указана причина, которая могла вызвать перенапряжение в распределительной и групповой сети.
Далее необходимо сдать на ремонт вышедшую из строя бытовую технику в любую ремонтную мастерскую. При этом попросить составить акт по дефектовке (определение причины неисправности какого-либо оборудования, оценка его годности специалистом) бытовой техники или справку, в которой будут указаны дефекты, обнаруженные при осмотре, после ремонта взять счёт-фактуру, акт выполненных работ и квитанцию к приходному кассовому ордеру. Общая сумма, потраченная на ремонт, будет в дальнейшем составлять сумму исковых требований о возмещении имущественного ущерба.
После этого составляется исковое заявление в суд. При этом необходимо определиться с кругом ответчиков по делу.
– Что в таких случаях гласит закон Республики Казахстан?
– В соответствии с пунктом 1 статьи 491 Гражданского кодекса установлено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация и абонент обязаны возместить причиненный этим реальный ущерб.
Пункт 4 статьи 9 Гражданского кодекса устанавливает общее правило о взыскании убытков, и гласит, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное.
Названный пункт выделяет два вида убытков. Это – реальный ущерб и упущенная выгода. Под реальным ущербом подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества. К числу таковых можно отнести расходы, произведенные или которые должны быть произведены потребителем на восстановительный ремонт электробытовой техники, поврежденной при перенапряжении в электросети. В свою очередь под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено.
Однако пунктом 1 статьи 19 Закона Республики Казахстан “Об электроэнергетике” установлено, что потребители электрической и тепловой энергии имеют право требовать от энергопроизводящей, энергопередающей и энергоснабжающей организаций возмещения реального ущерба, причиненного недопоставкой или поставкой некачественной электрической и тепловой энергии, в соответствии с условиями заключенных договоров. Об этом же указано в статье 491 ГК РК.
Таким образом, законодательством четко установлено право потребителя лишь на возмещение реального ущерба, причиненного энергопроизводящей, энергопередающей и энергоснабжающей организацией. Упущенную выгоду электроснабжающие организации не возмещают.
– Существует ли административная ответственность энергоснабжающей организации?
– Статьей 491 ГК РК установлена гражданско-правовая ответственность энергоснабжающей организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения по поставке потребителю электроэнергии, в виде возмещения реального ущерба, причиненного потребителю.
Между тем, статьей 223 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП РК) установлена административная ответственность энергоснабжающей организации, в частности за нарушение установленного режима энергопотребления, повлекшее ограничения и отключения других потребителей энергии.
Согласно статье 636 КоАП РК дело о подобном административном правонарушении рассматривают судом, при этом протоколы о совершении административного правонарушения в области электрической энергии могут составляться уполномоченными государственными органами:
по государственному энергетическому надзору и контролю (Комитет государственного энергетического надзора и контроля Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан с управлениями на местах);
либо в области энергетики и минеральных ресурсов (Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан с управлениями на местах).
Таким образом, в случае нарушения энергоснабжающей организацией установленного режима энергопотребления, повлекшее за собой отключение потребителей энергии, к энергоснабжающей организации могут быть применены меры административного взыскания в виде наложения административного штрафа поступающего в доход государства.
Результаты рассмотрения административного дела, о привлечении энергоснабжающей организации к административной ответственности, могут быть использованы в последующем потребителями, при рассмотрении гражданских дел о взыскании убытков с энергоснабжающей организации, возникших в результате перенапряжения либо отключения электроэнергии.
Указанные факты могут быть зафиксированы:
в протоколе об административном правонарушении, составленным уполномоченным государственным органом;
в акте расследования технологического нарушения, составленного также уполномоченным государственным органом;
в постановлении о привлечении к административной ответственности лица, по вине которого произошло нарушение установленного режима энергопотребления, повлекшее ограничения и отключения других потребителей энергии.
– Как потребителю зафиксировать факт причиненного ущерба?
– Для того что бы зафиксировать факт причинения ущерба (выхода из строя электроприборов), причиненного в результате скачка либо отключения напряжения в электросети, потребителям необходимо выполнить ряд действий:
незамедлительно сообщить в энергоснабжающую организацию о факте перенапряжения либо отключении электроэнергии в сети;
потребовать выезда на место аварийной службы, электромонтера либо иного представителя от энергоснабжающей организации, с целью проведения замеров напряжения в сети.
до приезда представителя энергоснабжающей организации, в присутствии свидетелей, можно самостоятельно произвести замеры в сети, посредствам специальных устройств, определяющих напряжение в сети (розетках);
в присутствии свидетелей (соседей, представителя КСК) и с участием представителя энергоснабжающей организации составить акт, в котором отразить время его составления, результаты замера напряжения в сети, а также всю электробытовую технику, которая пострадала в результате перепадов напряжения в сети. В случае отказа представителя энергоснабжающей организации от составления и (или) подписания акта, отразить данный факт в акте отдельной строкой, с указанием свидетелей, подтверждающих факт отказа от составления и (или) подписания акта представителем энергоснабжающей организации;
обратиться в сервисную службу, осуществляющую ремонт электробытовой техники, для составления акта (заключения) технического обследования, которым будут установлены и зафиксированы причины повреждения бытовой техники.
– Скажите, какова вероятность выигрыша в такой ситуации в суде?
– При соблюдении вышеперечисленных действии при возникновении скачков напряжения и соблюдения всех мер правильной эксплуатации электричества то высока вероятность победы потребителя в суде. Если же будет доказано, что поломка бытовой техники возникла из-за неправильной эксплуатации, то конечно победы в суде можно не ждать. Поэтому важно после возникновения перепада или отключения света, возникновения поломки техники зафиксировать этот факт и обратиться в сервисные центры за актом ремонта. В акте должна обязательно указываться причина поломки и стоимость ее устранения.
– Будет ли иметь вес заявление одного человека или весомее, если будет коллективное?
– Как правило коллективные заявления являются действенным методом обращения. Объединённая группа граждан обладает большими возможностями и ресурсами для решения общих проблем.
Нам остается надеяться, что без системное отключение света прекратится. И нас начнут уведомлять об этом отключении, чтобы мы смогли отключать электроприборы. И нам хочется верить, что консультация с нашим экспертом сможет вам помочь. А тему мы обязательно продолжим, Пишите нам!
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через