Казыбек Шайх
https://www.facebook.com/groups/1326447690783007/user/100020842541267/
В это сложно поверить, но со следующего года жителей сел Казахстана начнут массово загонять в города.
Можно, конечно, начать с такого кликбейта, чтобы привлечь внимание общества к затрагиваемой мною в этом посте темы, но не хочется. Хотя заголовок, конечно, гиперболизирован, тем не менее тема этого поста ну просто очень важна для каждого казахстанца.
Давайте подойдем к этой теме без лишнего хайпа, но с осознанием всей важности.
В недрах правительства Казахстана рождается очень важный документ - «План территориального развития Республики Казахстан до 2025 года». Надо отдать должное Министерству национальной экономики Республики Казахстан. Они открыты к обсуждению и предложениям. Они обсуждают этот документ публично в среде экспертов. Хотя мое мнение — это надо делать при участии всего народа.
Просто потому что в Казахстане будут жить не только чиновники, депутаты, эксперты и лоббисты - это наша страна, наша территория, и нам всем на ней жить.
Первый раз я столкнулся с презентацией проекта ПРТ 24 мая 2021 года на площадке TALAP.Talks, где состоялся круглый стол «КАК ДОБИТЬСЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ?»
И еще раз, но уже более детально на заседании Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан.
После этого от имени нашей организации мы написали в МинЭк свои предложения и меня пригласили выступить в рабочей группе по этому документу.
Поэтому у меня сложилась более или менее полная картина по этому документу.
Хочу попросить сотрудников Министерства национальной экономики Республики Казахстан правильно воспринять мой пост.
Вы однозначно молодцы!
Делать правки и вносить предложения по готовому документу гораздо легче, чем создавать документ с нуля.
Я ни в коем случае не критикую вашу работу, но считаю важным дать свое видение по некоторым его пунктам.
Часть вопросов и предложений я озвучил во время зум-конференции.
Теперь хочу поставить акценты и предложения не по ходу совещания, а уже передуманную мною сотни раз за эти дни концепцию.
Итак, поехали...
Главными подходами в предлагаемой стратегии являются:
1. Развитие «точек роста» на базе конкурентных преимуществ регионов.
2. Управляемая урбанизация.
3. Развитие сельских территорий по принципу «люди к инфраструктуре».
4. Обеспечение территориальной связанности и мобильности населения.
1. Под развитием «точек роста» на базе конкурентных преимуществ регионов подразумевается: Повышение экономической и демографической плотности, формирование в регионах экспортно ориентированных производств.
2. Управляемая урбанизация - это подготовка инфраструктуры агломераций и функциональных городских районов темпами, опережающими поток миграции из сел, обеспечение высоких стандартов качества жизни, комплексное управление городским планированием, пересмотр статуса отдельных малых городов и крупных сел (видите, насколько был уместен мой кликбейт ;-))
3. Развитие сельских территорий по принципу «люди к инфраструктуре»: Улучшение инфраструктуры сёл с потенциалом развития (89% сельчан) в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі», доведение сел до требований Системы региональных стандартов (базовые стандарты качества жизни), обеспечение территориальной доступности государственных услуг и социальных благ.
4. Обеспечение территориальной связанности и мобильности населения: Формирование экономических коридоров, снятие инфраструктурных ограничений между «точками роста» и другими территориями.
У меня нет вопросов только к пункту 4.
Остальные пункты я хотел бы рассмотреть более детально и дать свои предложения.
Я не знаю, где находился человек, который разрабатывал эту концепцию ПРТ.
Может, я зря ерничаю, может, его/их на этот период настолько загрузили работой без доступа к людям, интернету и другим источникам информации.
Он/они, может, реально не в курсе, что произошло за последний год.
Он/они не в курсе, что мир накрыла пандемия, все цепочки добавленной стоимости обрушились за месяц.
Что на первый план вышла не валютная выручка страны, а способность обеспечить самостоятельность и устойчивость экономики страны в условиях пандемии и закрытия границ.
В новых реалиях мы должны ориентировать экономику страны не на экспорт, а на максимальное самообеспечение.
Но даже если бы не было пандемии, Казахстан – это страна с огромной территорией и относительно небольшим населением. Нам в принципе нельзя плотно концентрировать население.
Население есть смысл концентрировать, если страна ожидает военного вторжения или уже находится в состоянии войны.
Находясь между супердержавами, мы в любом случае не можем рассчитывать на свою обороноспособность. Нам нет смысла бояться вторжения - только если мы будем сильно рассредоточены.
В свое время именно эти факторы спасли Россию и Китай от захвата их территорий европейскими завоевателями.
Поэтому нам надо начать осваивать всю территорию страны. Мы должны создавать политику развития территории не «точек роста», а развития «от окраин к центру» страны. Мы должны создавать максимально благоприятные условия заселения приграничных территорий казахстанцами. Причем по всему периметру страны. Тогда если захватчик придет с севера - южный сосед будет оказывать нам поддержку, чтобы измотать северного…, и наоборот.
Целенаправленно создавать населенные пункты по границам страны, субсидировать бизнес, который будет создавать рабочие места в таких населенных пунктах. Тем более, что с севера, северо-востока и северо-запада нам постоянно намекают, что готовы забрать у нас земли.
С юга нам пока никто не угрожал, пока нас только запугивают югом, как мне кажется, с севера , убеждая, что нам надо оставаться во власти севера, чтобы избежать опасности с юга.
Пишу намеками, чтобы никого прямо не обвинять, но при этом точно обрисовать ситуацию.
2. Также в ПРТ особенно подчеркивается, что урбанизация – это основной тренд территориального развития Казахстана. В ПРТ ввели концепцию «Управляемой урбанизации».
По мне - этот тезис тоже застрял в прошлом.
Пандемия во всем мире показала, что резко поднялись цены на земельные участки и дома в пригородах.
Люди, запертые на карантин в домах, стали массово выезжать жить за город.
Обучение, работа получили свое развитие в онлайн-формате. Это все вместе показывает новую реальность.
Жить в пригороде стало более привлекательным, чем жить в городах, конечно, при условии доступа к интернету и благам современного ЖКХ.
Поэтому мы должны не создавать супергорода, а создавать сеть небольших городков с самым высоким доступом к телекоммуникационным системам и ВИЭ сектора ЖКХ.
Я сам построил свой дом, имея в первые годы доступ только к электричеству. Это не помешало мне создать дома уровень коммунального обеспечения не хуже квартиры в городе.
Для этого я первые два года привозил воду закачивая ее в емкость под землю, и канализация у меня была в выгребную яму, которую я периодически откачивал.
Газ был в баллонах.
В начале это создавало проблемы, но совсем не мешало семейному счастью. Для работы вообще главным был доступ к интернету.
Технологические возможности современных строительных материалов, сантехнических и др. коммунальных средств обеспечения высокого уровня жизни дают возможность сделать жизнь в деревнях как минимум не хуже, чем в городах.
В сети небольших поселений в целом будет более здоровая обстановка, которая позволит вырастить более здоровое поколение казахстанцев с одной стороны, и с другой стороны - рассредоточенность населения позволит снизить риски распространения пандемии, это дополнительные супербонусы.
Для снижения себестоимости развития такой стратегии ПРТ предлагаю эту стратегию реализовывать через механизм и формат экономических сообществ. Это позволит развивать ПРТ с минимальной нагрузкой на бюджет страны.
Экономические сообщества позволяют развивать страну с активным участием населения в местных органах самоуправления и самообеспечения.
Мировой опыт показывает, что в подобных общинах практически полностью решается вопрос с трудоустройством населения, значительно улучшается криминогенная обстановка, инфляция показывает самые низкие показатели, на продукты питания устанавливаются самые низкие цены.
В странах, где сообщества работают на местном уровне самоуправления, кстати, самый высокий уровень рождаемости, которая обеспечивают необходимый уровень естественной миграции в крупные города без «обескровливания» сел.
Это, кстати, тоже из опыта экономически наиболее успешных стран.
И нам не надо создавать условия для искусственной стимуляции миграции из сел в города, как это заложено в текущей редакции ПРТ под принципом «люди к инфраструктуре» и «управляемой урбанизации».
В условиях, когда Казахстан может быть мировым конкурентноспособным лидером в производстве продуктов питания, это будет очень оправданная и эффективная ПРТ.
Люди, трудоустроенные в сети небольших городков, полезны стране, счастливы и здоровы.
Они смогут работать в следующих ключевых секторах: агропромышленный, сектор креативной экономики, медицина и образование.
В условиях ИПР 4.0 промышленные производства не будут страдать от недостатка кадров, поскольку все больше будут переходить на робототехнику.
Так мы еще и создадим защищённость нашего населения от угроз и вызовов ИПР 4.0.
Понятно, что для каждого региона Казахстана надо будет создавать свою архитектуру экономических сообществ населения.
Мы сможем это сделать, если углубимся в такой вектор развития.
Это мое предложение.
А что к сказанному мной добавили бы вы?
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через