
фото: pixabay
В условиях поиска Европой альтернативных торговых путей в обход России Центральная Азия и Кавказ стремятся закрепить за собой статус ключевых транзитных узлов. Регион переживает активное развитие транспортной инфраструктуры, однако конкуренция между странами и геополитическая напряженность создают сложную динамику сотрудничества и соперничества в борьбе за доминирование на новых Шелковых путях.
Казахстан, уже имеющий значительный опыт в качестве евразийского транзитного узла, сегодня занимает лидирующие позиции в Центральной Азии. Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), или Средний коридор, приобретает все большее значение, и в 2024 году объем перевозок по нему вырос на 20%. Казахстан также развивает другие маршруты, такие как ТРАСЕКА, минующий Россию, и обладает преимуществом перед соседями, которые только начинают инвестировать в железнодорожное строительство.
Туркменистан, ранее занимавший обособленную позицию, активизировал свою внешнюю политику и стремится создать различные транспортные коридоры. Ведутся переговоры с ЕС о создании новой ветки Среднего коридора, разрабатывается соглашение с Азербайджаном, Грузией и Румынией о маршруте Каспий-Черное море, а также возрождается Лазуритовый коридор, связывающий Афганистан с Турцией и потенциально с Европой. Наличие порта Туркменбаши на Каспии также является преимуществом страны.
Узбекистан также диверсифицирует свои транспортные маршруты, используя ТМТМ и активно продвигая строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая может быть соединена с туркменской веткой Среднего коридора, создавая альтернативный путь из Китая в Европу. Узбекистан также прокладывает собственные маршруты через Азербайджан и Грузию в Европу, через Иран- в Турцию и через Афганистан и Пакистан - в Индию.
Кыргызстан и Таджикистан конкурируют за транзитные потоки из Китая в Узбекистан. Кыргызстан строит железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан, чтобы снизить зависимость от транзита через Казахстан. Таджикистан стремится использовать свою близость к Афганистану и развивает связи с Персидским заливом, подписав меморандум с иранским портом Чабахар. Недавнее соглашение о границе между Кыргызстаном и Таджикистаном может способствовать улучшению регионального сообщения.
На Кавказе преимущество имеют страны с портами на Каспийском море, и в этом отношении Азербайджан занимает наиболее выгодное положение, обладая единственным портом на западном побережье – Баку. Через Азербайджан проходят Средний коридор, коридор Север-Юг, ТРАСЕКА, маршрут Каспий-Черное море и Лазуритовый коридор. В связке с Грузией, имеющей черноморские порты Поти и Батуми и границу с Турцией, Азербайджан образует прямой путь из Центральной Азии в Европу. Однако нестабильность в отношениях между Азербайджаном и Арменией и отсутствие соглашения о транзите через армянскую территорию могут создавать препятствия. Армения, находясь между Азербайджаном и Турцией, сильно зависит от Грузии в торговле с Россией.
Монголия, несмотря на свою территорию, имеет ограниченные транзитные возможности из-за своего географического положения между Россией и Китаем, а санкции против России еще больше осложняют перспективы Степного коридора.
Следующее десятилетие станет определяющим в формировании доминирующих евразийских торговых путей. При условии политической стабильности и завершения инфраструктурных проектов Средний коридор может стать серьезным конкурентом традиционным российским маршрутам, выдвинув Казахстан, Азербайджан и Грузию в центр мировой торговли.
Источник: EuroNews
#ЦентральнаяАзия #Кавказ #Транспорт #Логистика #ТорговыеПути #Геополитика #СреднийКоридор #НовыйШелковыйПуть
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через