Страшная угроза для всего Казахстана

Страшная угроза для всего Казахстана

Страшная угроза для всего Казахстана

Крупнейшие в мире запасы токсичных пестицидов захоронены в Центральной Азии.

Присутствие в грудном молоке пестицидов, таких как ДДТ, свидетельствует о том, что плохое управление местами хранения оставило токсичное наследие по всему региону.

В советское время было использовано огромное количество пестицидов на хлопковых и табачных плантациях стран Центральной Азии. Около 60% из них были высокотоксичными хлорорганическими пестицидами (ХОП), которые в настоящее время запрещены, либо их использование строго регулируется на международном уровне. Сегодня эти ядохимикаты являются основной причиной загрязнения в регионе.

В период до 1990-х, СССР выращивало технические культуры площадью более 14 миллионов гектаров. Эти культуры требовали многократной обработки пестицидами, включая ХОП. В нынешних странах Центральной Азии посевы хлопка и табака обрабатывались пестицидами с самолетов. Это означало, что пестициды распространялись на большие территории и часто попадали в реки и озера.

Сегодня Центральная Азия содержит одни из самых больших запасов токсичных и запрещенных пестицидов в мире. Они захоронены в разных местах по всему региону, но поскольку управление и регулирование участков неадекватное, они наносят значительный вред окружающей среде и здоровью человека.

Влияние на здоровье

Наши исследования, проведенные в Кыргызстане в этом году, показали присутствие восьми видов ХОП в грудном молоке, включая альдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан (ГХЦ) и дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ). ХОП были обнаружены в 89% образцов грудного молока от кормящих матерей, которые пришли в нашу лабораторию с больными детьми. Сами матери имели различные заболевания. У новорожденных детей обнаружены врожденные пороки развития, заболевания печени, проблемы развития, инфекции, сепсис, острая воспалительная кишечная инфекция и другие заболевания.

Наши специалисты обнаружили, что матери с ХОП в грудном молоке имели умеренную анемию (до 98%), дисбактериоз, умеренный токсикоз, эклампсия, гестационный гипертония, заболевания почек, заболевания щитовидной железы, скрытое заболевание печени, запор или нарушение стула, дискомфорт, более сложные предшествующие роды, нарушение лактации, мастит и мастопатия, ведущие к развитию рака груди.

В районах с загрязнением ХОП, заболеваемость раком груди среди женщин, имеющих от 4 до 10 детей в 2012 году, составила больше 50%. Это в 2,5–3 раза выше заболеваемости в незагрязненных районах.

В селе Гульча (Алайский район, Кыргызстан), место, где был запас пестицидов, передали частной фирме в 2007-ом году, а участки, ранее загрязненные пестицидами, были переданы в частные владения, где начали выращивать овощи и другие культуры. К 2009-му году, заболеваемость раком груди среди местных женщин увеличилась более чем в четыре раза по сравнению с показателями 2007-го года. В воде, протекающей по канаве через хранилище, был обнаружен ГХЦГ в концентрации 0,007 мг/л, что очень близко к верхнему пределу, рекомендованным Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

Это токсичное наследие продолжает вызывать различные заболевания по всей Центральной Азии. Как врачи и исследователи, все, что мы можем сделать, – это следить за ситуацией, выявить наиболее загрязненные места и рекомендовать использование полученных препаратов из местных лекарственных трав и фруктов, которые могут устранять ХОП из желудочно- кишечного тракта.

Таджикистан

До 1980 года в Таджикистане использовалось 167 складов для хранения пестицидов и 140 взлетно-посадочных полос для сельскохозяйственных культур, согласно докладу 2007-го года Абдусалима Джураева, национального координатора по реализации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, глобального договора, направленного на защиту людей и окружающей среды от опасных химикатов.

С 1973 по 1991 год около 7500 тонн различных пестицидов, в том числе около 3000 тонн высокотоксичного и ныне запрещенного ДДТ, были захоронены в местах Вахши и Канибадама.

Образцы, взятые из почвы вблизи захоронения пестицидов в Вахше, содержали опасно высокие уровни вещества, обладающего свойствами стойких органических загрязнителей (СОЗ). По данным ВОЗ, СОЗ – это химикаты, вызывающие беспокойство во всем мире из-за их способности переноситься на большие расстояния, стойкости в окружающей среде, а также их значительного негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Они запрещены или регулируются на международном уровне.

Концентрация общего количества пестицидов варьировалась от 2195 до 31831 мг/кг. В этой токсичной смеси также были обнаружены ДДТ и молекулы опасно токсичного ГХЦ. (Линдан, запрещенный инсектицид, является наиболее известным ГХЦ).

Узбекистан

Так же плохо обстоят дела в других странах Центральной Азии. В 2009 году в Узбекистане оставалось 1500 тонн запрещенных и устаревших пестицидов, в том числе 120 тонн ХОП, об этом сообщил Сергей Наумов в «Fergana News». В стране имеется 14 специальных подземных хранилищ пестицидов, построенных из железобетона. Самым крупным и опасным захоронением пестицидов является Тупракалли в Хорезмской области.

В Узбекистане пестициды были настолько крупным бизнесом, что аэродромы для самолетов-распылителей занимали 300 гектаров. Существовало 27 аэродромов в Хорезмской области и 51 в Каракалпакской области. Уровень загрязнения почвы на этих аэродромах превышал установленные нормы более чем в 100 раз.

В 2002 году Государственный комитет по охране природы подтвердил, что ДДТ и другие пестициды интенсивно использовались в стране. В Ферганской области концентрация превысила допустимые нормы более чем в восемь раз. Предел ВОЗ для ДДТ в питьевой воде составляет 2 мкг/л.

Казахстан

 

По официальным данным, в Казахстане хранится около 500 тонн неидентифицированных пестицидов. Предварительная инвентаризация, проведенная местным НПО «Эко-согласие» в 2004 году, обнаружила на складах 15 тонн токсафена, 24 тонны ГХЦГ и 0,5 тонны ДДТ. Токсафен хранился в Аккайынском районе на севере Казахстана, ГХЦГ – на станции борьбы с чумой в Атырауской области и ДДТ близ села Жангизтобе Жарминского района на востоке Казахстана. Токсафен – запрещенный пестицид, потому что он повреждает центральную нервную систему, щитовидную железу, печень и почки у людей.

По оценке региональных департаментов охраны окружающей среды, все эти токсичные химические вещества хранились в полуразрушенных хранилищах. Они также подсчитали, что стране потребуется утилизировать 1200 тонн пестицидов, включая СОЗ.

Туркменистан

ДДТ был обнаружен во всех сельскохозяйственных регионах Туркменистана. 109 тонн хранятся на четырех свалках – в районах Ахал (Энеев), Мары (Каработа), Лебап (Зергер) и Дашогуз (Тахта).

После распада Советского Союза почти все взлетно-посадочные полосы и склады сельскохозяйственного назначения в Туркменистане были уничтожены. Земля была передана частным секторам, на ней были построены дома и мечети, посажены фрукты, выращены овощи, зерно и бобовые. В довершение ко всему, были раскопаны захоронения пестицидов, и вывезены для использования на новых культурах.

Кыргызстан

Согласно исследованию пестицидов 2018 года, помимо опрыскивания ХОП на хлопковых и табачных полях, более 1,5 миллиона гектаров на севере Кыргызстана и 300 тысяч гектаров на юге были обработаны ДДТ для борьбы с популяциями сурков в 1970-х и 80-х годах. Ядовитое наследие осталось.

В стране насчитывалось более 45 взлетно-посадочных полос сельскохозяйственного назначения и 183 склада пестицидов. Пестициды теперь захоронены в двух местах. В Сузакском районе Джалал-Абадской области имеется 1,8 млн. тонн, в том числе более 1 млн. тонн ХОС. Это также включает 70 тонн высокотоксичного инсектицида альдрина, который так же опасен, как ДДТ.

Пестициды смываются в реки со всех этих захоронений. Со склада Таш-Бака отравляющие вещества попадают в реку Кок-Арт; от Ак-Чабыр в реку Кызыл- Ункур. Оба впадают в реку Карадарья, а затем в Сырдарью, одну из крупнейших трансграничных рек Средней Азии.

На севере Кыргызстана 98 складов пестицидов находятся в Чуйской долине и 52 в Иссык-Кульской зоне. В районе Кургак-Укок в 1990х годах было захоронено 764 тонны пестицидов.

Рахманбек Тойчуев – основатель и бывший директор Института Медицинских Проблем Южного отделения Национальной академии наук Кыргызской Республики в городе Ош.

Ученые превратили токсичные пестициды в антибиотики

Исследователи из нескольких стран превратили опасные пестициды в средство борьбы против резистентных бактерий. Его эффективность сравнима с современными антибиотиками.

N-Арил-С-нитроазолы являются важным классом гетероциклических соединений. Они используются в качестве пестицидов и фунгицидов. Однако эти вещества токсичны для человека и вызывать мутации. Исследователи неоднократно высказывали предположение, что эти группы соединений могут помочь в борьбе с патогенными бактериями. Тем не менее, для снижения токсичного воздействия необходимо проведение большого объема работ на молекулярном уровне.

Теперь международная команда исследователей, в том числе ученые из России, смогли установить, что при обработке соединения могут бороться против лекарственно-чувствительных штаммов возбудителей туберкулеза. При этом они оказались бессильны против штаммов возбудителей, входящих в группу ESKAPE (аббревиатура названий видов бактерий, у которых чаще всего развивается устойчивость к антибиотикам: Enterococcus faecium, Staphylococcus aureus, Klebsiella pneumoniae, Acinetobacter baumannii, Pseudomonas aeruginosa и Enterobacter aerogenes).

После этого исследователи снова модифицировали соединение и построили две изомерные (идентичные по атомному расположению) серии веществ. Боковые аминогруппы изменили свое положение, чтобы сделать ароматическое ядро вещества богатое азотом, более компактным, это снизило токсичность вещества. При этом чувствительность микроорганизмов к новому соединению проверялась диско-диффузионным методом.

Выяснилось, что представители группы ESKAPE легко подавлялись новыми веществами. Минимальная концентрация химического соединения, которая предотвращает видимый рост бактерии или бактерий (мкг/мл) для исследуемого вещества показывает результат, сопоставимый с действием антибиотика ципрофлоксацина. Например, для энтерококка требуется 0,3 мкг/мл антибиотика или 2 мкг/мл одного из новых веществ. В то же время M. Tuberculosis, которому пиримидин OTB-021 наносил урон изначально, оказался совсем нечувствительным к новым веществам

 

https://dknews.kz/inner-news.php?id_cat=15%20&&%20id=182792&fbclid=IwAR1QomW66BP2Vs5aH7bWzcjGazkAi4ouXM93QTWWLsIqrFEFmnARNdy7C3A