Утилизация по-индийски: миллионы шин просто сжигают, нанося вред здоровью

Утилизация по-индийски: миллионы шин просто сжигают, нанося вред здоровью
фото: pixabay

Миллионы использованных британских шин, предназначенных для переработки, отправляются в Индию, где их сжигают в самодельных печах, что наносит серьезный вред окружающей среде и здоровью людей.

Ежегодно в Великобритании образуется около 50 миллионов отработанных шин, требующих утилизации. Как выяснило расследование BBC File on 4 Investigates, большая часть этих шин экспортируется в Индию, где вместо переработки их сжигают в кустарных печах.

По данным BBC, значительная часть экспортируемых из Великобритании шин продается на черном рынке Индии, и это хорошо известно в отрасли.

«Я не думаю, что в отрасли есть хоть кто-то, кто не знает об этом», — говорит Эллиот Мейсон, владелец одного из крупнейших заводов по переработке шин в Великобритании.

Активисты и представители отрасли, включая Ассоциацию по восстановлению шин (TRA), утверждают, что правительство знает, что Великобритания является одним из главных нарушителей, экспортирующих отработанные шины для таких целей.

Министерство охраны окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Defra) сообщило, что вводит строгий контроль за экспортом изношенных шин, включая неограниченные штрафы и тюремное заключение.

Когда водители меняют шины, автомастерские взимают плату за утилизацию, обычно около 3–6 фунтов стерлингов за каждую шину. Это должно гарантировать, что шины будут переработаны в Великобритании или за рубежом, на таких предприятиях, как Rubber World Эллиота Мейсона в Рашдене, Нортгемптон.

Его предприятие перерабатывает шины в резиновую крошку с 1996 года. Резиновая крошка используется в качестве напольного покрытия для конноспортивных комплексов и детских игровых площадок.

В Великобритании ежегодно образуется около 50 миллионов отработанных шин (почти 700 000 тонн), и, по официальным данным, около половины из них экспортируется в Индию, где они должны попадать на заводы по переработке.

Перед отправкой шины прессуют в огромные резиновые кубы, называемые «тюками».

«Предлог состоит в том, что упакованные в тюки шины отправляются в Индию, а затем измельчаются и гранулируются на заводе, очень похожем на наш», — объясняет Мейсон.

Однако, по оценкам TRA, около 70% шин, импортируемых Индией из Великобритании и других стран, попадают на импровизированные предприятия, где они подвергаются пиролизу.

Пиролиз — это процесс нагрева шин в бескислородной среде при температуре около 500°C. В результате извлекаются сталь и небольшое количество нефти, а также технический углерод, используемый в различных отраслях промышленности.

Пиролизные установки, часто расположенные в сельской местности, похожи на самодельные скороварки и выделяют опасные газы и химикаты.

Британские шины попадают на индийские пиролизные заводы, несмотря на официальные документы, подтверждающие, что они направляются в законные центры переработки.

BBC и журналистская группа SourceMaterial проследили путь британских шин. Трекеры были спрятаны в поставках шин в Индию.

Грузы находились в пути восемь недель и прибыли в индийский порт, а затем были доставлены в скопление построек рядом с небольшой деревней.

Фото: BBC 

Кадры, снятые с дрона, показывают, как шины доставляются на полигон, где их сжигают в огромных печах для пиролиза.

Компания, работающая на этой территории, подтвердила, что занимается переработкой импортных шин, но заявила, что ее действия не опасны и не противозаконны.

В Индии насчитывается до 2000 пиролизных установок, некоторые из них лицензированы, но около половины не имеют лицензии и являются незаконными.

На другом кластере заводов в Ваде, недалеко от Мумбаи, команда BBC Indian Languages ​​увидела сажу, мертвую растительность и загрязненные водоемы. Жители деревни жаловались на постоянный кашель и проблемы с глазами.

«Мы хотим, чтобы эти компании покинули нашу деревню, иначе мы не сможем дышать свободно», — сказал один из очевидцев.

Ученые из Имперского колледжа Лондона сообщили, что рабочие завода, постоянно подвергающиеся воздействию загрязняющих веществ, подвержены риску респираторных, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, а также рака.

На заводе в Ваде в январе погибли две женщины и двое детей в результате взрыва. Там перерабатывали шины из Европы. BBC обратилась к владельцам завода, но они не ответили. После взрыва местные власти закрыли семь пиролизных заводов.

Правительство Индии также не предоставило комментариев.

По словам Мейсона, многие британские предприятия отправляют шины в Индию, так как это более выгодно, а инвестиции в оборудование для измельчения шин стоят дорого. Однако он утверждает, что не готов это делать, так как обязан следить за тем, чтобы отходы его компании отправлялись в нужное место, а отследить конечный пункт назначения шин сложно.

Крупные предприятия имеют строго регулируемые экологические разрешения и проходят регулярные проверки. Но мелкие операторы могут получить освобождение Т8, позволяющее хранить и перерабатывать до 40 тонн шин в неделю.

Однако многие трейдеры сообщили, что экспортировали объемы, превышающие разрешенный лимит.

«Есть много компаний, которые этим занимаются... 90% англичан занимаются этим бизнесом», — сказал один из дилеров, добавив, что не может контролировать то, что происходит, когда шины прибывают в Индию.

Когда его спросили, беспокоит ли его здоровье людей, живущих и работающих вблизи пиролизных установок, он ответил: 

«Эти проблемы носят международный характер. Брат, мы ничего не можем сделать... Я не министр здравоохранения».

Джорджия Эллиотт-Смит, основательница Fighting Dirty, говорит, что отправка шин из Великобритании в Индию для пиролиза — это «массовая нераспознанная проблема», с которой должно разобраться правительство Великобритании. Она хочет, чтобы шины были переквалифицированы в «опасные отходы».

Министерство охраны окружающей среды и продовольствия сообщило, что правительство Великобритании рассматривает возможность реформирования системы освобождения от уплаты налогов на отходы.

«Это правительство намерено перейти к экономике замкнутого цикла, двигаясь к будущему, в котором мы будем использовать наши ресурсы дольше, защищая при этом нашу природную среду», — заявил представитель министерства.

В 2021 году Австралия запретила экспорт тюкованных шин после того, как аудиторы проверили, куда они на самом деле попадают. Лина Гудман, генеральный директор Tyre Stewardship Australia, сообщила, что «100% материала не направлялось в пункты назначения, указанные в документах».

Источник: BBC