Стандарты в нашей жизни

Стандарты в нашей жизни

Без стандартов в нашей жизни невозможно ступить и шагу. Они окружают нас повсюду: дома и на учебе, на предприятии и в учреждении. Как паспорт для человека, так и стандарты для продукции, отражая ее характеристики, процессы проектирования, производства и реализации, сопровождают на протяжении всего ее жизненного цикла.

Как организована система регулирования безопасности продукции на рынке?  Во всем мире, и Казахстан в этом плане не исключение, существуют санитарные, фитосанитарные (SVS-меры) и технические способы (TBT-меры) регулирования. 

В чем их принципиальное отличие? Санитарные, фитосанитарные меры в первую очередь обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. И в этом ключе их дискриминационные возможности шире и по характеру они жестче в сравнении с техническими мерами. Это сказывается на том, что SVS-меры, регулирующие в основном товары продуктовой группы, могут привести не только к ограничению ввоза определенной группы товаров, но даже установить барьер для продукции из других стран. 

Законодательство о техническом регулировании нацелено на обеспечение безопасности и качества товара, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение. Потому содержание товара должно соответствовать тому, что было продекларировано при его производстве.

И техрегламенты, и стандарты основной задачей ставят пресечение обманной практики, недопущение производства продукции, не соответствующей установленным параметрам.

Система регулирования ТВТ действует и через метрологию, обеспечивающую точность измерений и достоверность конкретной физической величины. Допустим, если на продукции пищевой промышленности или парфюмерии указан конкретный объем или масса (один литр или килограмм), то он таким и должен быть, без недолива и недовеса.

- Каким образом стандарты справляются с задачей контроля качества?  Известно, что у продукции есть жизненный цикл, начиная от разработки и постановки продукции на производство (подготовительный этап), непосредственно этапа производства и до реализации. На каждой из этих ступеней стандарты имеют особенности. Так, на этапе подготовки и производства продукции стандарты «рекомендуют» производителю, как поставить продукцию на выпуск, устанавливают общие требования, направленные на удовлетворение запросов потребителей. А уже на этапе реализации вступают в силу отношения производителя и потребителя.

В Казахстане принят целый ряд стандартов. Это стандарты, регулирующие менеджмент качества, определяющие удовлетворенность потребителя, рекомендации по удовлетворению требований, оценку. Ведь без измерений невозможен контроль. Не выявляя удовлетворенность потребителя, невозможно определить потенциал продукции, совершенствовать ее. И здесь стандарты можно разделить на те, которые регулируют сам процесс работы, определяют удовлетворенность потребителя, и стандарты, информирующие потребителя. Это важный момент. Наряду с национальными и межгосударственными стандартами, которые, конечно, не могут охватить все многообразие продукции, существуют и стандарты организации. Дело в том, что особенно в пищевой продукции очень много вкусовых добавок, различных свойств, ассортимент продукции довольно широк, поэтому там используют стандарты организаций. Таким образом маркировка позволяет потребителю узнать содержание товара, скажем, определить, есть ли в его составе ароматизаторы, добавки, красители и т. д.  Когда данные этикетки, лейбла, упаковки не совпадают с содержанием продукции, подключается Госнадзор Комитета технического регулирования и метрологии.

 Стандарт - очень гибкий инструмент. Он рождается в результате консенсуса, многократных обсуждений, благодаря которым снимаются разногласия между заинтересованными сторонами - государством, бизнесом и потребителями. Как правило, рекомендации стандарта универсальны и очень удобно применимы. При этом акцент смещается именно на недопущение, предупреждение и опережение несоответствий (нарушений технологии производства) еще на этапе проектирования, планирования продукции, чтобы на выходе ее на рынок максимально обезопасить потребителя.

Стандарты определяют степень ответственности производителя. Международные стандарты ИСО, которые адаптируются в Казахстане, устанавливают единый подход, позволяющий и производителю, и потребителю быть информированным о технологии управления несоответствующей продукцией. Цивилизованный производитель всегда ответственен перед потребителем. Потому что основной принцип его работы - это клиентоориентированность, подразумевающая, что процесс производства, система управления на предприятии направлены на то, чтобы оперативно реагировать на запросы потребителя. Но это улица с двусторонним движением. Потребитель также должен выражать мнение, не быть инертным. Обратная связь потребителя с производителем может осуществляться через замеры, книгу жалоб и предложений и другие инструменты.

Насколько стандарты в нашей стране приведены в соответствие с требованиями ТС и ВТО?

- В Казахстане 70% стандартов гармонизированы с международными требованиями. Как правило, в ВТО требования основаны на международных стандартах. Эта организация рекомендует, чтобы национальные стандарты соответствовали международным, для того чтобы не было барьеров движению товаров. А в рамках Таможенного союза наша основная задача сейчас - обеспечить взаимосвязь национальных стандартов с техрегламентами. Однако иногда посредством стандартов необходимо устанавливать планку, к которой тянулись бы производители, чтобы происходил прогресс. Многие думают, что новизна и стандарты несовместимы, и стандарты - консервативный инструмент. На самом деле стандарты являются проводником инноваций, новых технологий.

Стоит ли больше доверять продукции, на упаковке которой указано «Эко», «Био», «Халал»?

Нужно помнить, что национальные стандарты устанавливают минимальные требования. Это то пороговое значение, которое нельзя переступать. Государство ответственно за безопасность продукции, в связи с чем оно определяет обязательные требования, регулируемые техническими регламентами. А уже вопросы, связанные с разнообразием качественных характеристик, относятся к добровольной сфере. И выбирать ли продукт, маркированный знаком, например, «Эко», потребитель решает сам, исходя из своих финансовых возможностей и предпочтений. По идее «Эко», «Био» и другие знаки должны устанавливать требования выше, чем те, что определены нацстандартами. Производители такой продукции находятся в конкурентной среде и крайне заинтересованы в повышенном спросе на свою продукцию. К примеру, группа ритейлеров - продавцов, приняв такой знак, используя данное свое конкурентное преимущество, может позиционировать свои товары как экологически чистые, информируя посредством этого знака, что их продукция натуральная, качественная и безопасная, вызывает доверие, и они отвечают за это своей репутацией. Таким образом, через конкуренцию, через попытку завоевать потребителя и рождается высокое качество.

По материалам интернета