Определяем контекст (среду) образовательной организации в соответствии с ISO 9001:2015

Определяем контекст (среду) образовательной организации в соответствии с  ISO 9001:2015
фото: kartinki.pics/80208-kartinki-na-temu-obrazovanie.html

Определяем контекст (среду) образовательной организации в соответствии с  ISO 9001:2015

 Любая организация функционирует не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими ее субъектами. Таким образом, любые внутренние процессы, происходящие в организации, являются прямо или косвенно следствием более глобального изменения во внешней среде.

Организация должны определить факторы внешней и внутренней среды, способствующие и препятствующие ее развитию.

Потребности и ожидания заинтересованных сторон должны рассматриваться как движущие силы инновационного процесса.

Для проведения анализа внутренней и внешней среды возможно применение такого известного инструмента, как проведение SWOT- анализа.

SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т. 

  Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы, которые необходимо проанализировать при внедрении СМК :

 - использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? (благоприятные возможности без способов их реализации – иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).
- какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?

 Пример SWOT-анализ для университета

Потенциальные внутренние сильные  стороны (S): Потенциальные внутренние слабости (W):
 Престижный вуз среди абитуриентовБлагодаря введению системы ЕГЭ абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ стараются поступать в самые престижные вузы, чаще их предпочтения касаются вузов Алматы и Астаны.

Высокая популярность вуза

 

Переход на бакалавриат вызвал необходимость подготовки новых рабочих программ, и проверенные десятилетиями рабочие программы перестали использоваться. Переход на бакалавриат таким образом может снизить уровень преподавания, поскольку требуется время для разработки новых учебных материалов.
Большой процент количества докторов и кандидатов наук, заслуженных ученыхИмеется тенденция сокращения преподавательского состава вузов, таким образом многие преподаватели работают около тридцати шести аудиторных часов в неделю, в то время как по внутренним документам университета рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов; сюда же включается подготовка к занятиям, разработка методических материалов, другая необходимая работа. Таким образом, ввиду перегрузки многие преподаватели не имеют времени разрабатывать новые материалы как того требует переход на систему бакалавриат-магистратура.

 Специализация преимущественно на техническом образовании, а технические специальности на сегодняшний день очень востребованы.

 

 
 В вузе имеется достаточная научная база: есть библиотека, научный зал, лабораторные, большое количество компьютеров, используются современные программные средства. 
В университете используется уникальная технология проверки знаний студентов, так называемая система РИТМ: знания студентов проверяются четыре раза в семестр, это позволяет мотивировать студентов изучать учебные материалы в течение всего семестра, а не только непосредственно перед экзаменом. 
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):Потенциальные внешние угрозы (Т):
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей ввиду того, что руководство страны поощряет  получение технического образования, университет может рассчитывать на дополнительные поступления из бюджета. А также может рассчитывать на положительную оценку его деятельности.Согласно новому закону об образовании заработная плата преподавателя не должна быть ниже средней заработной платы региона. В таком случае преподаватели, работающие в дотационных регионах с низкой средней заработной платой населения, будут получать низкую зарплату - это может привести к тому, что некоторые преподаватели уволятся с работы, поскольку будут вынуждены искать другие пути заработка.
Закрытие некоторых институтов региона может привести к тому, что будущие абитуриенты предпочтут технический  университет. Это может привести к увеличению проходных баллов в университет, что положительно скажется на имидже университета.        А также даст возможность привлечь контрактных студентов, то есть появится возможность получить дополнительные источники финансирования.Принятие  новых законов, например, последние нововведения, коснувшиеся разработки некоего алгоритма оценки вузов с точки зрения их эффективности, могут привести  к тому, что часть вузов будут  признаны неэффективными и будут укрупнены (за счет присоединения к более эффективным вузам), либо будут ликвидированы.
Расширение диапазона открытия новых специальностейОжесточение конкуренции

 

С целью повышения компетентности в данном вопросе мы подготовили для вас семинар на тему: "Менеджер СМК".

Для кого предназначен этот семинар

Этот семинар предназначен для создания системы менеджмента качества, когда требуется стратегическое решение образовательной  организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной  организации влияют:

· бизнес-среда, изменения или риски, связанные с этой средой;

· изменяющиеся потребности;

· конкретные цели;

· образовательная услуга;

· применяемые процессы.

Система менеджмента качества не предполагает единообразия в своей структуре или документации и требования являются дополнением требований к образовательной услуге.

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою организацию, обратите внимание на предложение в этой  ссылке:   https://q-manager.kz/.

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)