фото: kartinki.pics/80208-kartinki-na-temu-obrazovanie.html
Определяем контекст (среду) образовательной организации в соответствии с ISO 9001:2015
Любая организация функционирует не изолированно, а в тесном взаимодействии с окружающими ее субъектами. Таким образом, любые внутренние процессы, происходящие в организации, являются прямо или косвенно следствием более глобального изменения во внешней среде.
Организация должны определить факторы внешней и внутренней среды, способствующие и препятствующие ее развитию.
Потребности и ожидания заинтересованных сторон должны рассматриваться как движущие силы инновационного процесса.
Для проведения анализа внутренней и внешней среды возможно применение такого известного инструмента, как проведение SWOT- анализа.
SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.
Методология SWOT-анализа предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон фирмы, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы, которые необходимо проанализировать при внедрении СМК :
- использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
- какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? (благоприятные возможности без способов их реализации – иллюзия, сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию благоприятных возможностей, чем у других фирм).
- какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Пример SWOT-анализ для университета
Потенциальные внутренние сильные стороны (S): | Потенциальные внутренние слабости (W): |
Престижный вуз среди абитуриентов | Благодаря введению системы ЕГЭ абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ стараются поступать в самые престижные вузы, чаще их предпочтения касаются вузов Алматы и Астаны. |
Высокая популярность вуза
| Переход на бакалавриат вызвал необходимость подготовки новых рабочих программ, и проверенные десятилетиями рабочие программы перестали использоваться. Переход на бакалавриат таким образом может снизить уровень преподавания, поскольку требуется время для разработки новых учебных материалов. |
Большой процент количества докторов и кандидатов наук, заслуженных ученых | Имеется тенденция сокращения преподавательского состава вузов, таким образом многие преподаватели работают около тридцати шести аудиторных часов в неделю, в то время как по внутренним документам университета рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов; сюда же включается подготовка к занятиям, разработка методических материалов, другая необходимая работа. Таким образом, ввиду перегрузки многие преподаватели не имеют времени разрабатывать новые материалы как того требует переход на систему бакалавриат-магистратура. |
Специализация преимущественно на техническом образовании, а технические специальности на сегодняшний день очень востребованы.
| |
В вузе имеется достаточная научная база: есть библиотека, научный зал, лабораторные, большое количество компьютеров, используются современные программные средства. | |
В университете используется уникальная технология проверки знаний студентов, так называемая система РИТМ: знания студентов проверяются четыре раза в семестр, это позволяет мотивировать студентов изучать учебные материалы в течение всего семестра, а не только непосредственно перед экзаменом. | |
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): | Потенциальные внешние угрозы (Т): |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей ввиду того, что руководство страны поощряет получение технического образования, университет может рассчитывать на дополнительные поступления из бюджета. А также может рассчитывать на положительную оценку его деятельности. | Согласно новому закону об образовании заработная плата преподавателя не должна быть ниже средней заработной платы региона. В таком случае преподаватели, работающие в дотационных регионах с низкой средней заработной платой населения, будут получать низкую зарплату - это может привести к тому, что некоторые преподаватели уволятся с работы, поскольку будут вынуждены искать другие пути заработка. |
Закрытие некоторых институтов региона может привести к тому, что будущие абитуриенты предпочтут технический университет. Это может привести к увеличению проходных баллов в университет, что положительно скажется на имидже университета. А также даст возможность привлечь контрактных студентов, то есть появится возможность получить дополнительные источники финансирования. | Принятие новых законов, например, последние нововведения, коснувшиеся разработки некоего алгоритма оценки вузов с точки зрения их эффективности, могут привести к тому, что часть вузов будут признаны неэффективными и будут укрупнены (за счет присоединения к более эффективным вузам), либо будут ликвидированы. |
Расширение диапазона открытия новых специальностей | Ожесточение конкуренции |
С целью повышения компетентности в данном вопросе мы подготовили для вас семинар на тему: "Менеджер СМК".
Для кого предназначен этот семинар
Этот семинар предназначен для создания системы менеджмента качества, когда требуется стратегическое решение образовательной организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной организации влияют:
· бизнес-среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
· изменяющиеся потребности;
· конкретные цели;
· образовательная услуга;
· применяемые процессы.
Система менеджмента качества не предполагает единообразия в своей структуре или документации и требования являются дополнением требований к образовательной услуге.
Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.
Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою организацию, обратите внимание на предложение в этой ссылке: https://q-manager.kz/.
Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через