Бизнес и мы

О современных телевизионных, радио и других «народных целителях»

  О современных телевизионных, радио и других «народных целителях»

Как говорят «надежда умирает последней, поэтому закономерно, что в трудный для себя период времени больной человек ищет совета и реальной помощи. К сожалению, в трудную минуту к человеку, отчаявшемуся в поисках квалифицированной медицинской помощи, зачастую приходят  на помощь теле-и радиоцелители. Когда человек сталкивается в медицинских учреждениях с низким профессионализмом врачей, то он готов обратиться за помощью хоть к дьяволу. Порой причиной такому поведению является общая низкая культура части населения, которые обращаются к такого рода целителям. Разве высокообразованный человек может обратиться к такого рода специалистам, которые  пропагандируют через каналы телевидения и программы радио явную мистику и оккультизм.  В таком случае, закономерный к Министерству здравоохранения РК, которое призвано охранять общество от  внедрения чуждых ему нравственных и духовных ориентиров.

Согласно данным TNS Gallup Media, в среднем за последние месяцы 14-15 процентов телезрителей России  останавливали свой выбор на программах связанных с мистикой и оккультизмом. Как отмечают эксперты, в Казахстане  интерес к подобным программам не менее стабилен. Рейтинг подобных программ достаточно высок и достигает 12-14 процентов.



Теле- и радио-целители-это шарлатанство или заблуждение?

Телевидение - мощнейшее идеологическое средство, оказывающее влияние на мировоззрение миллионов людей.  В настоящее время даже интернет не сравнится с ним по силе воздействия на целевую аудиторию и  масштабности ее охвата. Тем опаснее становится, когда это оружие направлено на самое ценное, что имеется у людей-это здоровье.

   Сегодня в нашей стране  очень модно с самых высоких трибун говорить  о так называемой информационной безопасности. При этом вкладывают в это словосочетание  всегда одну и ту же проблематику – негативное влияние политической и экономической пропаганды зарубежных средств массовой информации на казахстанское общество.

А как быть с информационной безопасностью, касающейся духовного  и нравственного здоровья  казахстанцев? Можно было бы думать, что время кашпировских и чумаков, когда огромные завороженные аудитории ждали чудесных исцелений,  осталось в далеких 90-х. Однако, оказалось, что ставить точку в этом вопросе еще рано.

 Отвороты, привороты, заговоры, гадания, талисманы, обереги, амулеты, снятие порчи и сглаза, заклинания, ритуалы, мантры, гадания, колдовство, магия, вызов духов, молитвы и обряды, целители, колдуны и шаманы -   знакомый набор мистических приемов, не так ли?

А такой анонс?

«Целители, астрологи и экстрасенсы в прямом эфире «помогают» людям избавиться от недугов, заболеваний и разных проблем, снимают порчу, открывают денежный канал и рассказывают о будущем. Экстрасенсы, участники знаменитого шоу "Битвы экстрасенсов" ответят на все интересующие вас вопросы».

Почему СМИ бесконтрольно допускают горе-целителей к эфиру?

Сегодня практически на всех частных  казахстанских  (как вещающих на всю республику, так и региональных) каналах  в той или иной степени присутствуют постоянные (ежедневные и еженедельные) телепрограммы оккультно-мистического содержания: от  якобы «безобидных» астропрогнозов до уроков и советов магии и парапсихологии.  В   двух-трех часовых передачах по  нескольку раз в день (или в благодатное ночное время) демонстрируются  сюжеты о «тайных знаниях»,  пророчествах, даются советы   колдунов, ведуний и колдуний.  Темы – самые различные, житейские, одним словом. И это не случайно.

Обычно считается, что рост религиозности вообще, и тем более, оккультной квазирелигиозности, является следствием того, что в обществе царит настроение глубокой неопределенности или тревожности. Неопределенность (так же, как и страх) переживается человеком как стресс. Будущее всегда таит в себе неопределенность. И в тот момент, когда у человека возрастает неуверенность в завтрашнем дне, в нем возрастает тревожность. И часто оккультизм становится средством преодолеть эту неопределенность. Ведь можно «узнать» у гадалки, что будет завтра… 

Все эти «Талисманы успеха», «Талисманы удачи», «Целительницы………» с именами практически на все буквы алфавита и им  подобные программы  изготавливаются поточным методом в основном  в одной из постсоветских стран. 

Затем «производитель» мистически-оккультных поделок продает свою продукцию  телеканалам «не первой руки» в странах СНГ и крупных городах России. Как правило, это всегда весьма низкосортный телевизионный продукт, с неинтересными, (несмотря на ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ многословие, даже болтливость!), ведущими и их собеседниками.

 

C:\Users\Воффка\Desktop\ДЕКАБРЬ Отредактировано\ЗАГОН\ТЕЛЕШАМАНЫ\Шарлатаны_СТВ_8.jpg

 

О профессионализме, режиссерском и операторском мастерстве, творческих находках и изысках, говорить, естественно, не приходится, так как задачи подобных   монологов-диалогов с экрана  ясны даже несведущему  – заработать на невежестве. И не только заработать, но и успешно это невежество внедрить. В самую широкую зрительскую аудиторию.

Зарабатывают тут не только на ТВ- дурмане, попутной продаже различных мистических «причиндалов»,  а на звонках, вернее – на их длительности.  Для любящих  арифметику -  возьмите данные бегущей строки о стоимости минуты,  позвоните по  «целительному»  адресу, пообщайтесь с абонентом,  (кстати, сравнив  поговорку «Время-деньги»  с манерой абонента  не экономить, мягко говоря, это  ваше время…) и вы все поймете. Нам, любопытным журналистам, подобный звонок («Талисман Успеха», телеканал СТВ)  обошелся  в две с половиной тысячи  тенге.

Что мы узнали? Да ничего, в общем-то, кроме настырных расспросов  о себе,  дальнейших болтливых и  бесчисленных обещаний - прогнозов. При этом наш далекий собеседник был несокрушимо уверен в успехе. В том, что к нам, неженатым молодым людям,  через две недели вернется якобы сбежавшая жена…

 А теперь – о самом главном. Представители старшего поколения наверняка помнят  незыблемый постулат  телевидения эпохи СССР  –  приоритет научных взглядов в  формировании мировоззрения общества и особенно  молодежи. И где оно сейчас, это научное мировоззрение, если  практически на каждом казахстанском канале  вас с нетерпеливой радостью в очередной многочасовой телепрограмме  ждет очередной маг, целитель, экстрасенс или шаман?  И даже с «телебубном» в виде якобы прямого эфира, который ему предоставляют   прагматичные руководители  СМИ… 

Реклама лечит  или калечит?

Специалистов  тревожит подобного вида реклама. А потому они считают, что надо ужесточить требования к рекламе  лекарств и особенно биологически активных и пищевых добавок, тем более сенсационных обещаний вылечить от недуга.

Казахстанская медицинская общественность встревожена - в последние годы значительно возросло число людей, занимающихся самолечением. Казахстанцы самостоятельно ставят себе диагноз и назначают лекарства. В общем, сами себе доктора. Ни к чему хорошему это, конечно, не приведет – такая самодеятельность наносит только вред здоровью.

Отчасти такой тенденции способствуют широкая реклама лекарственных средств, возможность получения информации о cвоих недугах и их лечении в печатных и электронных СМИ, Интернете, на форумах. Но разрекламированное средство может иметь побочные действия, о которых умалчивают эти источники информации. Да и назначают его доктора с учетом особенностей организма, других заболеваний, взаимодействия с иными препаратами. Одно дело, когда вы принимаете «чудодейственное» лекарство при насморке, другое – когда рекомендована операция, а реклама «суперсредства» обещает обойтись без нее. 

Возможно, что именно из-за отсутствия контролирующих органов к этому сегменту телевизионного и радийного рекламного рынка, его участники продолжают допускать нарушения. В результате,  в некоторых СМИ и на входящих в их число сайтах появляется реклама об имеющих различные ограничения «уникальных лекарствах для всей семьи» или «от всех болезней», «абсолютно безвредных», «без последствий», «гарантирующих» излечить все недуги, похудеть за месяц на 20 кг и т.п. Превозносятся свойства лекарственных средств или БАДов за счет содержания в их составе природных компонентов и так далее.

Уж эти «БАДы», насколько они полезны?

В июньском номере нашей газеты (№6 (136) 20126г.)   была опубликована статья  «Панацея или возвращение к баксы?» в которой мы хотели  обратить внимание  компетентных органов на  ситуацию  с рекламирование БАДов в эфире  казахстанских радиостанций. Вот, вкратце, суть статьи.

Один из наших читателей пожаловался на то, что в программах радиостанции ТРК «Казахстан» и «Шалкар», посвященных проблемам здоровья идет постоянная, назойливая реклама якобы чудодейственного продукта под названием «Ламиналь». Рекламные блоки отнюдь не короткие, порой имеют продолжительность до 5 минут. 

В  рекламных  роликах многочисленные недуги рекомендуют лечить расфасованным в пакеты гелем из бурых морских водорослей.  Из рекламы следует, что данный препарат повально лечит все подряд - восстанавливает гипофункцию щитовидной железы, восстанавливает бронхиальную систему, нормализует микрофлору кишечника, лечит гастрит и язвенную болезнь, дробит камень в почках, восстанавливает опорно-двигательный аппарат, лечит остеохондроз, улучшает потенцию, лечит артериальную гипертонию, предотвращает инфаркт миокарда, лечит поджелудочную железу, очищает желчный пузырь, лечит холецистит, восстанавливает клетки печени и т.п. Противопоказаний по приему «Ламиналя» практически нет, если верить рекламе…

Чем же подтверждаются чудесные свойства этого снадобья? Оказывается, при  всех своих чудо-достоинствах в  качестве лекарственного средства гель «Ламиналь» не зарегистрирован Министерством здравоохранения РК.   Заглянув в официальный документ, а именно Свидетельство о государственной регистрации, можно увидеть, что  специализированный пищевой продукт питания «Ламиналь» (биогель из морской капусты, гель охлажденный) предназначен для реализации населению в качестве диетического (лечебного и профилактического) питания при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и ничего более.

Обзор интернета показал, что названия препарата помимо собственно "Ламиналь", могут быть разные - "Неолам-гель", "Ламидан", "Ламифарэн", "Витальгар". В нашей стране активно продвигается «Ламиналь» и в меньшей степени Ламифарэн, но по уверению виртуальных лекарей, на болезни они действуют "одинаково хорошо". До желудка потребителя эти снадобья всегда добираются одним и тем же способом: первым дозвонившимся скидка, остальные получают лекарство с доставкой на дом, а врачебную консультацию - по телефону.

Распространяет такие чудо-препараты ТОО "Ламиналь KZ", фирма является официальным и эксклюзивным партнером непосредственного производителя продукта ФГУП ТИНРО-Центра (Россия, г.Владивосток). Главный офис - в Алматы, на улице Утеген Батыра, но согласно их сайту фирма работает по всей стране. "Обработка" населения в основном происходит, как мы уже упоминали посредством радиостанций «Шалкар» и «Казахстан», а также телеканала СТВ по программе «Территория здоровья» и в отдельных рекламных роликах. 

 Врачи в поликлинике, откуда мы начали расследование, понятия не имеют о таком "лекарстве", как гель из морских водорослей. Если некоторые из них и знают, то говорят что для лечения заболеваний это средство не предназначено. Мы позвонили в центральную аптеку Алматы, с вопросом  есть ли у них в продаже «Ламиналь». Фармацевт аптеки заявила, что данный препарат по аптекам не распространяется и относится к категориям БАДов (биологически активная добавка), распространяемых путем сетевого маркетинга. В самой аптеке все лекарственные препараты, рекомендуемые  покупателям, имеют соответствующую государственную регистрацию, а также сертификаты качества, основанные на результатах обязательных доклинических и клинических испытаний. Подобные ответы прозвучали и от представителей других аптечных учреждений. Выходит, рекламируемый препарат, не попадает в свободную продажу, так как не имеет статуса лекарства?»

Начнем с того, что любой казахстанский  врач вам скажет - биодобавки призваны лишь восполнить дефицит необходимых организму минералов, витаминов, микронутриентов. БАДы - это не лекарства, лекарствами никогда не  были и никакими чудодейственными свойствами не обладают! Поэтому упоминание любого БАДа как лекарственного препарата является ничем иным как прямым обманов потребителя.

Устроители подобных программ по радио для пущей важности организуют шквал телефонных звонков в редакцию от людей, якобы уже испытавших на себе «Чудо БАД». Так ли это, полезны эти БАДы, как их хотят представить нам?

А что гласит ЗАКОН о рекламе в сфере медицины?

Поэтому логично привести выдержку из Закона РК, а именно Статья 18. Реклама в области здравоохранения. Прежде всего, нас интересует пункт 2, который гласит: « Реклама медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации (далее - услуги), лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище должна быть достоверной, распознаваемой без специальных знаний или применения специальных средств, исключать сравнения с другими услугами, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, биологически активными добавками к пище, не вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием, в том числе в отношении характеристик, состава, потребительских свойств, стоимости (цены), предполагаемых результатов применения, результатов исследований и испытаний»

А сейчас мы процитируем те положения, которые непосредственно касаются   подобных биодобавок, о которых идет речь в этой статье.  Итак:

3. Запрещается:

1) реклама лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище, средств профилактики, не зарегистрированных в Республике Казахстан;

11) представлять в рекламе услугу, лекарственное средство, изделие медицинского назначения и медицинскую технику, биологически активные добавки к пище как уникальные, наиболее эффективные и безопасные;

12) утверждать, что безопасность и эффективность лекарственного препарата обусловлена его природным происхождением;

13) вызывать предположения, что эффективность предоставляемой услуги, лечения рекламируемым лекарственным препаратом, биологически активной добавкой к пище является гарантированной, применение средства не сопровождается развитием побочных эффектов;

Кстати, о народных целителях….

 Старшее поколение помнит, что в конце 80-х годов прошлого столетия на фоне горбачевской гласности по всему Советскому Союзу в СМИ появилось большое количество публикаций о чудесах народной медицины, а талантливых «целителях», включая тех же Кашпировского, Чумака, всевозможных экстрасенсов, которым чиновники от медицины не дают ходу. В связи с этим, некоторые деятели от медицины, пользуясь моментом добились создания в Алматы на базе бывшего роддома №3, так называемого «Республиканского научно-практического центра народной медицины». Возглавил это учреждение одиозный «деятель» от здравоохранения Ерасыл Абылкасымов. 

C:\Users\Воффка\Desktop\ДЕКАБРЬ Отредактировано\ЗАГОН\ТЕЛЕШАМАНЫ\2015-04-24 02.28.21.jpg



Под его крылом со всей республики собрались десятки людей, называющих себя целителями и экстрасенсами, абсолютное большинство которых не только не имели даже среднего медицинского образования, но и не обладали элементарными знаниями об анатомии и физиологии человека, не говоря о клинических методах. Тем не менее так называемая Республиканская комиссия стала направо-налево по рекомендации Абылкасымова Е. раздавать новоиспеченным целителям лицензии на право занятия лечебной деятельностью Однако, не прошло и 2-3 лет, как поток людей к «целителям» стал спадать, здание Центра опустело. Вот тогда Абылкасымов Е. стал сдавать помещения центра в аренду всевозможным организациям. Сейчас в так называемом «Республиканского научно-практического центра народной медицины» осталось всего несколько «целителей», к которым идут за помощью люди, отчаявшиеся от хождения по многим медучреждениям, в надежде на чудо. К сожалению, как известно чудес не бывает, кроме как в сказках, тем более на последних стадиях онкологических заболеваний. В связи с этим, напрашивается вопрос, каковы результаты более 25-летней деятельности так называемого «Республиканского научно-практического центра народной медицины»? Кто анализирует последствия услуг «народных целителей»? Возможно, на фоне кризисных явлений в стране, особенно при плачевном состоянии системы здравоохранения такой шаг и был оправдан. Однако, нужен ли он сейчас, когда система здравоохранения страны пополнилась современными медицинскими центрами, где имеются высоквалифицированные специалисты мирового уровня, которые оснащены современным диагностическим и лечебным оборудованием? Может быть- это просто элементарная кормушка для «деятелей» от медицины, которую пора закрыть за ненадобностью?

Словом здоровье населения нуждается в эффективной защите со стороны государства.

 

От редакции:

 

Редакция обращается к Министерству здравоохранения, привлечь компетентных специалистов и дать  авторитетное заключение по поводу фактов, изложенных в статье.. Нарушается ли авторами и сотрудниками рекламных служб  радиопрограмм  ТРК «Казахстан» и «Шалкар», телеканала СТВ Законодательство РК ? Мы   считаем, что достаточно просто соотнести текст их многословных рекламных сообщений с  текстом и «буквой закона».  Так почему же то, что ясно любому радиослушателю, до сих пор «неясно» и как-то «непонятно» тем, кто, работает в государственных органах управления нашей страны? Как, например, Министерство здравоохранения РК планирует защитит здоровье населения от пагубного влияния лже-целителей. Наряду с этим, надеемся, что Министерство внимательно изучит вопрос, насколько правомерно сохранять этот так называемый «Республиканский научно-практический центр народной медицины»? 

 

Поделиться с друзьями

Оставьте комментарий