фото: Mohssen Assanimoghaddam / dpa / Global Look Press
О самых распространенных методах мошенничества и основных правилах финансовой безопасности рассказал на брифинге Региональной службы коммуникаций города Алматы директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Александр Терентьев, передает портал Качественный Казахстан со ссылкой на РСК.
Как сообщил глава Департамента, в 2023 году в стране зарегистрировано около 21,6 тыс. мошенничеств. При этом за последние годы участились случаи интернет-мошенничества с использованием современных методов социальной инженерии.
Финансовые мошенники ставят цель завладеть персональными и платежными данными граждан для получения доступа к их банковским счетам и деньгам. По мере развития технологий совершенствуются виды и методы мошенничества.
Таким образом, существуют следующие виды махинаций в сфере финансов:
- интернет-мошенничество (фишинг);
- обман при совершении покупок в интернете;
- мошенничество с использованием банковских карт;
- финансовые пирамиды;
- дипфейки;
- мошенничество посредством обзвона граждан.
«Мотив финансовых мошенников один: преступники путем обмана граждан получают их денежные средства путем кражи имеющихся денежных средств, либо оформлением кредита, - отметил Александр Терентьев.
По его словам, интернет-мошенничество либо фишинг - одна из самых распространенных схем мошенничества. Данный метод позволяет мошенникам обмануть пользователя и заставить его раскрыть конфиденциальную информацию о себе и своей карточке.
Злоумышленники создают поддельные сайты известных казахстанских банков или предприятий из разных секторов экономики и рассылают от их имени заманчивые предложения с конкурсами, опросами и призами на электронные адреса граждан.
«В случае перехода в фишинговый сайт пользователям не рекомендуют вводить персональные данные. Необходимо установить надежную антивирусную программу, которая не позволит переходить на мошеннические сайты. Также рекомендуется проверять информацию только на официальных сайтах», – предупредил спикер.
Он дополнил, что часто злоумышленники обманывают потенциальных жертв при совершении покупок в интернете. Они могут выступать в роли продавцов или покупателей на торговых площадках и сайтах объявлений. Их цель – перенаправить жертву на фишинговый (поддельный, который маскируется под настоящий) сайт или заставить заплатить по ложным реквизитам. Все данные, введенные на таком сайте (пароли, номера банковских карт, паспортные данные и т.д.), окажутся у злоумышленников.
При совершении покупок в интернете рекомендуется:
- производить оплату только на защищенной странице;
- установить антивирусную программу против «фишинга»;
- не сообщать свой логин и пароль для входа в интернет-банк, а также код подтверждения оплаты;
- завести специальную карту для оплаты покупок в интернете и не держать на ней много денег;
- установить SMS-уведомления о платежах и переводах с карты.
Еще один широко распространенный вид мошенничества – хищение средств с банковских карт. При этом часто злоумышленниками могут оказаться работники сферы оказания услуг и торговли.
«Чтобы украсть ваши деньги, мошенникам нужно знать: номер вашей карты, имя и фамилию владельца, срок действия, ПИН-код, код проверки подлинности карты на обратной стороне, одноразовый пароль (SMS-сообщение для подтверждение платежа). Мошенники могут добывать нужную им информацию, установив на банкомат считывающее устройство и видеокамеру. Злоумышленником может оказаться сотрудник кафе или магазина, который получит доступ к вашей карте хоть на пять секунд», - добавил Александр Терентьев.
Чтобы не стать жертвой злоумышленников при совершении банковских операций эксперт рекомендует:
- не совершать банковские операции через общественный WI-FI;
- подключить мобильный банк и SMS-уведомления;
- при совершении покупок через интернет не сообщать никому секретный код из SMS;
- не терять из виду карту.
Спикер РСК также рассказал, как мошенники втираются в доверие граждан под видом экспертов и завлекают потенциальных жертв в финансовые пирамиды.
«Финансовые пирамиды – инвестиционные системы, при которых вкладчики получают доходы только за счет взносов от новых участников. Они маскируются под микрофинансовые организации, инвестиционные и управляющие предприятия, онлайн-казино. Во многих странах, в том числе и в РК, создание финансовых пирамид уголовно наказуемо», - пояснил эксперт.
Он добавил, что в Агентстве ведется сайт Fingramota.kz, где публикуется список проектов с признаками финансовой пирамиды. Самым главным признаком финансовой пирамиды является отсутствие лицензии АРРФР.
Наличие следующих признаков также выдает мошенническую схему:
- обещание гарантированного сверхдохода,
- компания-«новичок», отсутствие собственных основных средств и активов,
- предварительные взносы,
- размытые формулировки инвестиционной деятельности,
- в договоре четко не прописаны обязательства организации перед инвестором,
- вас просят приводить новых клиентов, выплаты за счет средств других вкладчиков.
Кроме того, спикер отметил, что нередко мошенники используют технологию «Дипфейк», подделывая видеоизображение человека и используя его для прохождения первичной биометрической идентификации. Далее мошенники выводят денежные средства на специальный счет и даже оформляют на имя жертвы кредиты.
Как отмечает эксперт, жертвы такого преступления узнают о задолженности значительно позже, как правило, после просрочки по кредиту.
Для защиты себя от такого вредительства, рекомендуется не передавать никому и не оставлять под залог свои документы, удостоверяющие личность. Также не публиковать в социальных сетях фотографии своих документов, персональную информацию. Не вступать в видеосвязь с незнакомыми номерами через мессенджеры.
Еще один самый распространенный вид мошенничества - мошенничество посредством обзвона граждан.
Телефонные мошенники используют SIP-телефонию, которая позволяет дублировать абонентские номера казахстанских финансовых институтов, звонят гражданам от имени сотрудников банков или правоохранительных органов.
«Если к вам звонит якобы сотрудник службы безопасности банка и пугает мошенническими атаками на ваш счет, просит оформить «зеркальный» кредит или снять деньги через банкомат, сразу завершите разговор. Самостоятельно позвоните в call-центр банка, чтобы перепроверить информацию и заблокировать банковскую карточку”, - предостерегает эксперт.
Вместе с тем рекомендуется не доверять незнакомым людям, которые заводят речь о деньгах, и не сообщать свои персональные данные, реквизиты карточки: трехзначный код, указанный на обороте платежной карты, ПИН-код, срок действия.
Также Александр Терентьев рассказал, что предпринимает АРРФР для борьбы с мошенничеством на финансовых рынках. Спикер заверил, что правоохранительными и государственными органами принимаются комплексные меры по защите граждан от мошенников. Выстроена система, включающая законодательные, практические и технические инструменты. Постоянно ведется работа по ее совершенствованию.
По его словам, в июле 2023 года между Агентством, Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК) и 18 банками подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве касательно защиты прав и интересов граждан.
«Целью меморандума является защита прав и интересов граждан, в том числе являющихся клиентами банков, за исключением индивидуальных предпринимателей, путем принятия сторонами мер по противодействию мошенничеству на финансовом рынке, разработки механизма возмещения ущерба клиентам, пострадавшим от действий интернет-мошенников, а также урегулированию задолженности, возникшей при оформлении на граждан кредитов мошенническим способом дистанционным путем. Требования меморандума не распространяются на случаи совершения операций клиентом лично и (или) при его личном присутствии в помещениях банка», - рассказал Александр Терентьев.
Кроме того, Правительством РК утверждена Дорожная карта по реализации механизмов противодействия кредитному мошенничеству, направленная на усиление и ужесточение регулирования в сфере связи, платежей и переводов денег, а также в сфере потребительского онлайн-кредитования, и состоит из 15 мероприятий.
Согласно Дорожной карте приняты следующие меры:
- В первом полугодии 2024 года планируется создание на базе Казахстанского центра межбанковских платежей Национального банка антифрод-центра для финансового рынка. В нем будет аккумулироваться вся информация о подозрительных лицах и типологиях мошеннических операций, что позволит превентивно блокировать любые операции мошенников. Планируется введение требований к платежным сервисам, оказывающим услуги мгновенных переводов, по наличию антифрод-системы.
- Ужесточена ответственность операторов связи за невыполнение требований по предотвращению подмены телефонных номеров, за ненадлежащую верификацию личности при выдаче/замене SIM-карт и за использование незарегистрированных SIM-карт, также установлены требования к информационной безопасности мобильных приложений банков для предоставления дистанционных финансовых услуг.
- Установлены требования к кредитным бюро по наличию онлайн-системы выявления кредитного мошенничества, иной незаконной деятельности с уведомлением заинтересованных финансовых организаций и их клиентов, требования к банкам и МФО по уведомлению клиента о поступлении заявки на получение онлайн-кредита, а также возможности зачисления денег на счет клиента только после получения его подтверждения на оформление онлайн-кредита.
Кроме того, в Казахстане запущен сервис, позволяющий гражданам запретить себе оформлять кредит.
«Сервис был запущен с целью помочь гражданам защититься от кредитных мошенников при потере документов, выезде за границу или других обстоятельствах. Добровольное ограничение на предоставление кредитной истории подразумевает для финансовых организаций дополнительную проверку на предмет мошеннического займа», - пояснил спикер.
Также он рассказал о том, что казахстанцы могут установить добровольный отказ от получения займов.
«Для снижения мошенничества, связанного с оформлением фиктивных займов, с 11 февраля 2024 года будет действовать норма о праве физлица установить добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов. Кредиторам запрещается предоставлять микрокредиты лицу при наличии в его кредитном отчете информации об установлении им добровольного отказа от получения микрокредитов», - отметил Александр Терентьев.
Также, по его словам, разработаны законодательные поправки, предусматривающие предоставление банками и МФО информации о выданных займах и микрокредитах в кредитное бюро в режиме реального времени, списание задолженности по кредиту, оформленному при наличии добровольного отказа физического лица от получения кредитов.
Ужесточена ответственность финансовых организаций по защите прав граждан при использовании онлайн-услуг.
Приступили к выработке механизма возмещения банками и МФО ущерба потребителям финансовых услуг, пострадавшим от действий интернет-мошенников.
«Соблюдайте цифровую гигиену и следуйте нашим советам, чтобы защитить себя и свои деньги от финансовых мошенников», - подытожил Александр Терентьев.
Подробную информацию о работе АРРФР можно получить по следующим каналам:
- На интернет-портале Fingramota.kz.
- В мобильном приложении Fingramota Online.
- Посредством Сall-центра Агентства с коротким номером «1459», режим работы с 09:00 до 17:00.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через