
фото: Shutterstock/РБК
Приглашения поучаствовать в розыгрыше или пройти опрос за деньги, распространяемые в социальных сетях, наверняка видел каждый. И довольно часто за этими предложениями стоят мошенники. Как работают подобные схемы и можно ли их вовремя распознать, рассказали фактчекеры Stopfake.kz, передает портал Качественный Казахстан.
В чем суть аферы
Как отмечают специалисты, мошеннические схемы с опросами и розыгрышами работают более или менее одинаково.
Мошенники размещают в социальных сетях объявление о розыгрыше ценных призов от имени какого-нибудь известного бренда. Под постом прикрепляют ссылку на сайт с “розыгрышем”. После пары манипуляций, например, выбора случайного номера или прокрутки “барабана” на экране, потенциальная жертва видит сообщение о том, что она выиграла крупную сумму или дорогой приз.
В случае с опросом все почти также. Мошенники тоже используют социальные сети, где запускают рекламу платного опроса от имени известного бренда. При переходе по прикрепленной ссылке, жертва отвечает на несколько очень легких вопросов, а после ей предлагают забрать причитающееся вознаграждение.
Как мошенники получают от этого деньги
Есть два основных пути:
- Фишинг. Жертву просят ввести данные банковской карты на специальном сайте. Якобы для того, чтобы получить выигрыш или вознаграждение. На самом деле этот сайт — мошеннический. То есть преступники видят номер карты, ее срок действия и CVC-код, которые вводит жертва. Так они получают полный доступ к банковской карте, и воруют с нее деньги.
- Оплата “комиссии”. Жертве говорят, что для получения выигрыша или вознаграждения, нужно уплатить комиссию. Определенную сумму просят перевести по номеру банковской карты. После этого мошенники перестают выходить на связь, а никакого “выигрыша”, естественно, не поступает.
«Конечно, в интернете вполне могут проводить реальные розыгрыши и платные опросы, ведь компании действительно могут интересоваться мнением своих клиентов в Сети. Однако у реального опроса есть отличительные признаки», – отмечают фактчекеры.
В их числе:
- Объявление об опросе размещено на официальном сайте либо в официальном аккаунте бренда, который его проводит.
- Участвовать в опросе могут не все подряд, а только целевая аудитория бренда: молодые мамы, студенты, владельцы домашних животных, автолюбители и так далее.
- Если за прохождение опроса действительно платят, то никаких “комиссий” при этом не требуют.
Как отличить настоящий розыгрыш от фейка
Во-первых, если розыгрыш проводится от имени известного бренда или знаменитости, проверьте их официальные аккаунты и сайты. Если там о розыгрыше ничего не сказано — перед вами фейк.
Во-вторых, розыгрыши с дорогими призами, такими как топовые смартфоны, автомобили или крупные суммы денег, как правило, нужны для поднятия популярности бренда или блогера. Такие розыгрыши активно рекламируют в публичном пространстве, а из финалов делают настоящее шоу с ведущими и толпой зрителей. Если вам говорят, что вы выиграли миллион, не вставая с дивана, и предлагают потихоньку перевести вам его на карту — скорее всего, вам попались мошенники.
Как не попасться мошенникам
- Никогда не сообщайте CVC\CVV код вашей банковской карты. Также не следует называть посторонним людям срок ее действия — в некоторых платежных системах его достаточно, чтобы совершить покупку.
- Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не передавайте третьим лицам коды из SMS. Держите в секрете логины и пароли от личных аккаунтов, в том числе электронной почты и мобильного банкинга.
«Самое главное — помнить, что легких денег не бывает. Никто не станет просто так раздавать миллионы в интернете или платить за ответы на элементарные вопросы», – подытожили специалисты.
Недавно в рамках кампании «Kaspi.kz против мошенников» вышел новый ролик — про мошенников, проводящих такие “опросы” и “розыгрыши”. Посмотрите, как они работают.
Напомним, что Kaspi.kz при поддержке Агентства по развитию и регулированию финансового рынка снял целую серию видеороликов о самых распространенных схемах мошенничества, чтобы люди знали, как не стать жертвой обмана. Новые видео выходят каждые две недели на официальном Youtube-канале Kaspi.kz.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через