фото: vtinform.com
В 2019 году в Казахстане была утверждена система региональных стандартов для населенных пунктов. В начале текущего года Министерство национальной экономики пересмотрело Систему региональных стандартов. В частности, было увеличено количество объектов и услуг для мониторинга, а также добавлены показатели, характеризующие качество предоставляемых услуг. Насколько наши регионы соответствуют стандартам Системы региональных стандартов, попытался разобраться в своем исследовании директор центра АО “Казахстанский институт экономических исследований” (ERI) Нурболат Курметулы, передает портал Качественный Казахстан.
Прежде всего автор дал разъяснение, для чего вообще нужна система региональных стандартов.
«Для центральных государственных и местных исполнительных органов – это стандарт, на который они должны ориентироваться при разработке своих программ развития и выделении бюджетных средств. Его соблюдение позволит сократить межрегиональные и внутрирегиональные дисбалансы в доступе к социальной и инженерной инфраструктуре. Для экспертов и жителей – это своего рода интегральный показатель, который характеризует качество жизни в населенном пункте и эффективность работы местного акимата», – пояснил эксперт.
Он дополнил, что стратегическая цель – это обеспечить в каждом населенном пункте нормальные бытовые условия для жизни и работы. Другими словами, достичь того, чтобы в каждом населенном пункте люди имели доступ к чистой питьевой воде, могли получить качественную медицинскую помощь, хорошее образование, доступ к интернету, асфальтированные дороги и другие жизненно необходимые блага.
Система содержит стандарты качества жизни для каждого из типов населенных пунктов, то есть перечень конкретных объектов, которые должны быть в конкретном населенном пункте. Например, для столицы, городов республиканского и областного значения предусмотрен перечень из 56 объектов и услуг. Наряду со школами, больницами, аптеками, культурно-досуговыми организациями, аэропортами в каждом городе республиканского и областного значения должны быть зоологические парки и ботанические сады, мусороперерабатывающие и мусоросортировочные комплексы, контейнеры для раздельного сбора твердых бытовых отходов и другие.
Стандарты для городов районного значения включают 49 объектов и услуг. Здесь обязательно должны быть детские сады, школы, больницы и поликлиники. Жители данных городов также имеют право на услуги культурно-досуговых комплексов, кинотеатров, музеев, театров, физкультурно-оздоровительных комплексов, общественного транспорта. Здесь должны быть асфальтированные и освещенные дороги, бесперебойное электричество и вода из централизованных источников, участковый пункт полиции, противопожарная служба, мусоросортировочный комплекс, высокоскоростной интернет, ЦОН и другие.
Жители сёл имеют право на детские сады, школы (либо подвоз), медпункт, ФАП или врачебную амбулаторию (в зависимости от размера села), нормальные дороги, электроснабжение, водоснабжение, сотовую связь, хороший интернет.
Для административных центров сельских округов и опорных сёл этот список можно дополнить зонами для отдыха жителей, зоной самообслуживания для получения государственных услуг и центрами поддержки предпринимателей. К слову, стандарты для центров сельских округов состоят из 40 объектов и услуг, а для остальных аулов – 29.
«Каковы результаты оценки уровня обеспеченности населенных пунктов объектами и услугами в 2022 году? По итогам 2022 года уровень обеспеченности объектами и услугами по республике в среднем составил 55,7%. Необходимо отметить, что это достаточно низкая цифра – чуть больше 50%. Здесь стоит учитывать тот факт, что это усредненный показатель, который рассчитывается как среднее по всем городским и сельским населенным пунктам всех регионов. В разрезе типов местности доступность социальных благ и услуг различная. Если на уровне городов показатель обеспеченности составляет 87%, то на уровне села он очень низкий, всего 55,3%. Эти цифры наглядно показывают разницу в уровне благоустройства и доступности социальных благ в разрезе город/село», – констатирует Нурболат Курметулы.
Он дополнил, что диспропорции в доступе к инфраструктуре между городом и селом присутствуют практически в каждом регионе.
Самые сильные различия в уровне обеспеченности объектами и услугами наблюдаются в области Ұлытау (86,7% против 38,1%), Атырауской (82,5% против 44,0%), Западно-Казахстанской (93,4% и 50,5%) и Восточно-Казахстанской (91,3% против 50,4%) областях.
Не лучше обстоят дела и в областях Жетісу, Абай, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях, где разница между городом и селом выше средних по республике.
«Достаточно низкие показатели обеспеченности отмечены в городах Астане и Шымкенте – 75,1% и 72,3% соответственно. Низкие показатели этих городов связаны с большими нагрузками на инфраструктуру, прежде всего из-за непрекращающегося потока трудовых мигрантов. Темпы строительства инфраструктуры просто не поспевают за темпами роста населения этих городов», – подытожил автор исследования.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через