К 2025 году количество предприятий с госучастием в Узбекистане должно сократиться на 75%

К 2025 году количество предприятий с госучастием в Узбекистане должно сократиться на 75%

Источник:  Kursiv.kz.

Источник: фото https://uz.sputniknews.ru

 

В Ташкенте на международном форуме обсудили перспективы приватизации
 

В Узбекистане 50% ВВП производится госпредприятиями, в республике сейчас насчитывается 2 541 актив, принадлежащий государству частично или полностью.  

«Кризис COVID-19 сделал переход к рыночной экономике еще более важным для Узбекистана. Около 9% населения по-прежнему живут за чертой бедности, и еще больше людей живут близко к этой черте. Основной задачей правительства республики сегодня является создание новых рабочих мест. Это требует ускоренного перехода к рыночной экономике, ориентированной на частный сектор. Госсектор не способен удовлетворить эти потребности», – заявила региональный вице-президент Всемирного банка (ВБ) по Европе и Центральной Азии Анна Бьерде на форуме «Трансформация и приватизация государственных предприятий в Республике Узбекистан: новый этап экономических реформ».  

Продай или объясни

Принятая в марте 2021 года стратегия управления и реформирования госактивов, разработанная Агентством управления госактивами (АУГА) совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) при участии Всемирного банка и Азиатского банка развития (АБР), предполагает сокращение госпредприятий в тех сферах, где уже успешно работает частный сектор. Одним из главных является принцип «продай или объясни» – при отсутствии обоснования по сохранению предприятия оно подлежит ликвидации, преобразованию или реорганизации.

По словам директора АУГА Акмалхона Ортикова, для унитарных предприятий данный процесс будет поэтапным. Отменяется практика предоставления льгот, преференций и госгарантий для госпредприятий, а также «золотая акция», когда предполагается специальное участие государства в госпредприятиях.  

«Деятельность органов управления будет организована в соответствии с лучшей практикой корпоративного управления. Начиная со следующего года кандидаты в наблюдательные советы будут избираться на конкурсной основе, а доля независимых членов набсоветов будет доведена до 30%.  Исполнительный орган также будет формироваться на конкурсной основе со сроком полномочий до трех лет. Оценка деятельности членов набсовета и исполнительного органа будет увязана с показателями корпоративного управления и эффективностью. Всего предполагается привлечь более ста иностранных менеджеров в органы управления госпредприятий», – отметил Акмалхон Ортиков.  

Одним из главных препятствий в реализации широкой программы трансформации и приватизации госактивов является устаревшая нормативно-правовая база, считает директор АУГА. Действующий закон был принят еще в 1991 году. Сейчас заканчивается разработка закона «Об управлении государственным имуществом» и закона «О приватизации». До конца года они будут внесены на рассмотрение Олий мажлиса.  

Есть на что посмотреть

Объявленная масштабная кампания по приватизации преду­сматривает продажу государственных долей в 479 предприятиях. Среди них стекольный завод «Кварц», «Кизилкумцемент», Coca-Cola, «Узагролизинг».  

К концу первой половины 2021 года ожидается продажа более 550 активов, полностью принадлежащих государству. В это число попали, например, крупнейший в Ташкенте рынок «Малика», бывшее центральное здание Службы госбезопасности и даже бывшая загородная вилла дочери экс-президента РУз Гульнары Каримовой «Сиджак». 

«Мы запустили процессы подготовки приватизации 18 крупных государственных активов с привлечением Международной финансовой корпорации, а также консалтинговых компаний Big Four в банковском, строительном и страховом секторах, а также винно-водочной отрасли. Результаты по некоторым из них мы ожидаем уже в этом году», – заявил вице-премьер правительства РУз, министр экономического развития и сокращения бедности Джамшид Кучкаров.  

Самые крупные госактивы (таких 62, в том числе Навоий­ский ГМК, «Узбекнефтегаз», «Узбектелеком», Uzbekistan Airways) перед приватизацией должны пройти стадию трансформации.  

Сейчас в Узбекистане готовят к приватизации сразу несколько коммерческих банков с долей государства: Ипотекабанк, Саноаткурилишбанк, Туронбанк, Асакабанк, Алокабанк и Агробанк. Также до конца года будут реализованы госдоли в Узагроэкспортбанке и Пойтахт банке. По мнению президента LIPAM International Айры Либермана, именно приватизация госактивов в банковском секторе позволит привлечь финансовые ресурсы для проведения дальнейших реформ и полноценной реализации госпрограммы по приватизации. 

Прозрачность превыше всего

По общему мнению участников форума, ключевым фактором приватизации в стране должна стать открытость.

«Мы видим во внедрении международных стандартов финансовой отчетности ключ к прозрачности. Мы видим, как госпредприятия, особенно банки, внедряли эти стандарты и выходили на международные рынки облигаций, и в этом есть признак прозрачности, чтобы обеспечить уровень комфорта для инвесторов, которые будут приходить в страну и инвестировать в госпредприятия», – подчеркнул заместитель директора постоянного представительства АБР в Узбекистане Энрико Пинали.  

Экс-президент ЕБРР, а ныне советник президента Узбекистана по вопросам экономического развития, эффективного госуправления и международного сотрудничества Сума Чакробарти отметил, что в основе процесса приватизации должны лежать принципы конкуренции, а для этого необходимо, чтобы все сделки проходили валидацию независимым комитетом, обладающим экспертными знаниями. Среди главных рисков реализации данного процесса он назвал проблемы в методологии оценки активов, стоимость которых может быть завышена.  

«Узбекистан находится в очень выгодном положении, потому что он может использовать огромный накопленный опыт для реализации своих реформ, при этом минимизировав те ошибки, которые были допущены в других странах», – резюмировала региональный директор ВБ по Центральной Азии Лилия Бурунчук.