Играть в компьютер и становиться быстрее, сильнее, стройнее

Играть в компьютер и становиться быстрее, сильнее, стройнее

Еще десять лет назад виртуальная реальность – VR – была атрибутом фантастических фильмов и сериалов, но никак не повседневной жизни. Однако бешеное развитие технологий привело к тому, что сначала VR превратился в доступное развлечение, а после ему нашли применение в спорте. Причем как в большом, профессиональном, так и в любительском. Наиболее смелые прогнозисты утверждают, что через десятилетие тренировки с VR заменят тренировки в их привычном понимании.

Из телевизора в жизнь

Бурный прогресс технологий, разумеется, не был бы возможен без финансовых вливаний. Согласно данным компании Digi-Capital, только за последние пять лет инвестиции в VR составили более $3 млрд. Спорт и фитнес в этом секторе занимают не ведущее, но заметное место. Потенциал рынка огромен и разнообразен.

В «быту» VR изначально воспринимался как развлечение, поэтому неудивительно, что в спорт эта технология пришла через болельщиков и телекомпании. В 2016 году американская NBC впервые предложила своим зрителям часть трансляций летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в виртуальной реальности – для лучшего погружения в процесс и новых ощущений.

Эксперимент сопровождался рядом трудностей: для просмотра подходила только одна модель гарнитуры, а сами трансляции появлялись в новом формате лишь спустя сутки, то есть в записи. Однако этот эксперимент принципиально поменял показ спортивных событий. И уже через два года, во время зимних Олимпийских игр в Пхенчхане, благодаря Intel можно было смотреть VR-трансляции соревнований в прямом эфире.

Следующим шагом в процессе симбиоза виртуальной реальности и спорта стало внедрение VR в тренировки. Ко все той же Олимпиаде в Пхенчхане компания STRIVR предложила лыжникам из США заранее подготовиться к корейским трассам. Благодаря загруженным видео спортсмены получили возможность в виртуальных тренировках изучить рельеф местности, повороты, спуски, подъемы и отработать прохождение маршрута.

После этого VR шагнул и в другие виды спорта. В тех же Штатах это прежде всего баскетбол и бейсбол, где виртуальная реальность используется для улучшения координации и точности движений. VR-программы для профессиональных тренировок превратились в отдельный вид бизнеса, и позволить их себе могут не все клубы – стоимость прогрессивных новинок – от $50 тыс.
Разумеется, не остался в стороне футбол. Немецкая компания Umbrella Software Development GmbH разработала тренировочный симулятор SoccerBot360, который за четыре года стал невероятно популярен.

SoccerBot360 представляет собой круглый манеж, на интер­активные стены которого выводятся различные изображения – по сути мишени. Находящиеся внутри манежа спортсмен или спортсмены получают задания, направленные на улучшение точности ударов и передач, координации движения с мячом, а высокоскоростные камеры снимают данные, которые анализируются компьютером. В итоге искусственный интеллект выдает рекомендации, что нужно изменить в процессе подготовки.

Другая интересная разработка принадлежит американо-нидерландской компании Beyond Sports. Помимо прочих своих продуктов, широко используемых телевещателями для инновационного и высококачественного показа спорта, она создала иммерсивные режимы игр и тренировок. Они позволяют еще раз поместить атлета внутрь уже закончившегося матча и дают ему возможность провести работу над ошибками, принять иное, более правильное, решение, проанализировать другие варианты развития событий. Эти же режимы помогают травмированным спортсменам в командных видах спорта раньше возвращаться к подготовке без физического присутствия на тренировках, без лишней нагрузки и риска рецидива травм.

Игровой фитнес

Применение виртуальной реальности не ограничивается профессиональным спортом. Все чаще VR берут на вооружение для фитнеса и тренировок обычные люди, причем как в условиях зала, так и дома.

Начиналось все с наблюдений. Геймеры, использовавшие VR, заметили, что активные игры не просто заставляли их серьезно уставать, но и улучшали физическую форму. В итоге разработчики принялись за создание продуктов, которые совмещали бы игры с фитнесом.

Классический набор для такого времяпровождения состоит из шлема (или гарнитуры) виртуальной реальности и пары контроллеров – по одному в каж­дую руку. Представьте себе эту картину, и вы без труда догадаетесь, что первым видом спорта, который шагнул в VR, стал бокс.

Игра BoxVR, имитирующая боксирование под музыку, появилась в 2017 году. По статистике, средний сеанс в ней превышал 30 минут – нормальная по длительности тренировка. В итоге сейчас мир VR насчитывает множество игр, которые в разной форме «заставляют» пользователя тренироваться.

  • FitXR – одна из многочисленных вариаций на тему бокса. Нужно менять стойку и наносить удары (одиночные или комбинациями) по маркерам, которые летят на вас. При этом оценивается не только точность, но и сила удара.
  • Holopoint – симулятор стрельбы из лука. Не в статике, а в имитации «перестрелки» с «врагами», так что нужно быстро поворачиваться в разные стороны, наклоняться, приседать и т. д.
  • Dance Central – танцевальные тренировки, где нужно повторять движения, показываемые моделью.
  • Beat Saber – одна из самых популярных (если не самая популярная) из VR-игр, в которой мечом в стиле «Звездных войн» нужно сбивать летящие в вас биты.
  • Fancy Skiing VR – симулятор горных лыж.
  • Holoball – симулятор сквоша.
  • Sparc – по сути старые добрые выбивалы (или вышибалы – кому как ближе) один на один против виртуального или реального противника.

Разгружаешь мозг, нагружаешь тело

VR не только помогает получать физическую нагрузку через игры, но и используется при настоящих фитнес-тренировках.

Самый простой способ – «бесконтактное» использование с классическими тренажерами. Прежде всего с беговой дорожкой и велотренажером. Гарнитура виртуальной реальности позволяет разнообразить «пейзаж», по которому осуществляется «пробежка» или «поездка», избавляя тренировку от однообразности, продлевая ее и давая возможность из раза в раз отправляться в новое «путешествие». А это снимает нагрузку с мозга, выдавая ему новую визуальную информацию, что повышает порог усталости.

Еще более прогрессивный (но и, конечно, более дорогой) способ – специальные тренажеры, связывающиеся с гарнитурой и обеспечивающие максимальное погружение в виртуальную реальность. Например, будет меняться не только картинка перед глазами, но и «покрытие» под колесами «велосипеда». Популярные производители подобных тренажеров – Icaros, Flyser, VirZoom. По данным исследования последней компании, средняя продолжительность тренировки на специальном VR-тренажере возросла до 38 минут, в сравнении с 21 минутой на обычном.

Разумеется, не все могут позволить себе иметь не только снаряжение VR, но и обычные тренажеры дома. Поэтому популярность набирают спортзалы виртуальной реальности. Одни из пионеров этого «движения» – американцы из Black Box VR. Сейчас у них шесть отделений в Калифорнии, Аризоне и Айдахо. В разнообразных программах как игровые, так и кардиотренировки.

Другая компания, VR Fit, примечательна тем, что ее основатель Тим Донахью сам прошел путь от обычного геймера с лишним весом до атлета виртуальной реальности. VR Fit разрабатывает программы для фитнеса с использованием популярных VR-игр, а также предоставляет возможность потренироваться в своем зале в Коламбусе.

Денежная реальность

Конечно, не все в мире VR-спорта идеально. Среди возможных физических последствий травмы шеи из-за длительного ношения гарнитуры; индивидуальные проблемы со зрением, а также эффект укачивания из-за нарушения работы вестибулярного аппарата – конфликтует информация о нагрузке, получаемая глазами и телом.

И, наконец, тренировки с VR – недешевое удовольствие. Естест­венно, как и в случае с другими прогрессивными технологиями, по мере развития стоимость гаджетов снижается. Если несколько лет назад гарнитура с контроллерами стоила от $1 тыс., то сейчас цена на комплект второго поколения Quest от лидирующего производителя Oculus начинается с $440. Плюс индустрия рождает большое количество сопутствующих нужных и не очень товаров. Костюмы, перчатки, док-станции, наушники, приложения, сами игры и т. д.

В любом случае, прогресс VR, очевидно, неотвратим, а захватываемые им области поражают. Например, появилась система VRDiver, основанная на маске для подводного плавания в виртуальной реальности. Погружаешься в бассейн ближайшей спортивной школы, а оказываешься… да хотя бы в Красном или Андаманском море.