фото: //internet-start.net
Идентификация рисков образовательной организации
Требования п. 6.1 ISO 9001 “Действия в отношении рисков и возможностей”
При планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы и требования и определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению, для:
a) обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества может достичь своих намеченных результатов;
b) увеличения их желаемого влияния;
c) предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;
d) достижения улучшения.
Согласно требованиям п.6.1.2 ISO 9001 организация должна планировать:
a) действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;
b) то, каким образом:
1) интегрировать и внедрить эти действия в процессы системы менеджмента качества (см. 4.4);
2) оценивать результативность этих действий.
Меры, принимаемые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие продукции и услуг.
Что необходимо для реализации требования п.6.1
Комментарии:
Процесс управления рисками должен осуществляться на всех уровнях управления компанией, начинаться при разработке стратегии и включаться во все виды ее деятельности.
Управление рисками направляется на определение событий, которые могут влиять на компанию и управление связанными с этими событиями рисками.
В рамках управления рисками осуществляется контроль за тем, чтобы не был превышен риск-аппетит компании и предоставлялась разумная гарантия достижения ее целей.
Схема процесса риск менеджмента включает следующие шаги:
- установление внешнего и внутреннего контекста;
- идентификация риска;
- анализ риска;
- определение степени риска;
- обработка риска;
- коммуникации и консультации на протяжении шагов 1), 2), 3), 4), 5);
- мониторинг, анализ и контроль риска.
Коммуникации и консультации с внешними и внутренними заинтересованными сторонами должны происходить на всех стадиях процесса управления рисками. Поэтому планы относительно коммуникации и консультации должны быть разработаны еще в начальной стадии. Они должны обращаться к вопросам, касающимся рисков непосредственно, его причин, и его последствий (если таковые известны), и мерам, которые были приняты с целью обработки такого риска. Эффективные внешние и внутренние коммуникации и консультации должны давать гарантию, что те, кто несет ответственность за процесс управления риском и заинтересованные стороны, осознают основания для принятия решений и причины того, почему требуются определенные действия.
Значимыми для успеха компании сферами практической деятельности, в которые интегрируется процедура управления рисками, являются:
- стратегическое планирование, бизнес-планирование, операционное и бюджетное планирование;
- управление активами и планирование распределения ресурсов;
- изменения в предпринимательской деятельности (стратегические, технологические и организационные);
- проектирование и разработка новых видов продукции/услуг;
- менеджмент качества;
- управление профессиональной безопасностью и охраной труда;
- экология и охрана окружающей среды;
- Кодекс деловой и профессиональной этики;
- информационная безопасность;
- социальные аспекты взаимодействия с общественностью;
- вопросы гражданской ответственности;
- анализ требований потребителя для оценки возможности их выполнения;
- оценка соответствия бизнес-процессов предъявляемым к ним требованиям;
- управление проектами;
- управление контрактами, поставщиками и закупками;
- управление субподрядными организациями;
- управление персоналом;
- корпоративное управление.
Классификация рисков компании
Предпринимательская деятельность подвержена множеству различных рисков.
Устоявшихся критериев, позволяющих однозначно классифицировать все риски, не существует по причинам различия в специфике деятельности хозяйствующих субъектов, существования различных проявлений и различных источников рисков.
Существует множество подходов к классификации рисков, которые, как правило, определяются целями и задачами классификации.
Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются:
- время возникновения;
- основные факторы возникновения;
- природа возникновения;
- характер учета;
- длительность во времени;
- возможность страхования;
- характер последствий;
- сфера возникновения;
- степень допустимости и другие.
В образовательных организациях риски можно условно поделить на внутренние и внешние.
Внутренние:
- недостаточное качество образования;
- недостаточное развитие материально-технической базы;
- недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава;
- неэффективное управление вузом (недостаточная компетенция руководителя);
- риски в обеспечении безопасности.
Внешние:
- уменьшение бюджетной составляющей финансирования;
- конкуренция образовательных организаций;
- появление новых законодательных требований.
Каждая организация должна создать свой классификатор рисков!
С целью повышения компетентности в данном вопросе мы подготовили для вас семинар на тему: "Менеджер СМК".
Для кого предназначен этот семинар
Этот семинар предназначен для создания системы менеджмента качества, когда требуется стратегическое решение образовательной организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной организации влияют:
- бизнес-среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
- изменяющиеся потребности;
- конкретные цели;
- образовательная услуга;
- применяемые процессы.
Система менеджмента качества не предполагает единообразия в своей структуре или документации и требования являются дополнением требований к образовательной услуге.
Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.
Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою образовательную организацию, обратите внимание на предложение в этой ссылке: https://q-manager.kz/.
Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через