Идентификация рисков образовательной организации

Идентификация рисков образовательной организации
фото: //internet-start.net

Идентификация рисков образовательной организации

Требования п. 6.1 ISO 9001 “Действия в отношении рисков и возможностей”

 При планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы  и требования  и определить риски и возможности, подлежащие рассмотрению, для:

a) обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества может достичь своих намеченных результатов;

b) увеличения их желаемого влияния;

c) предотвращения или уменьшения их нежелательного влияния;

d) достижения улучшения.

Согласно требованиям п.6.1.2 ISO 9001 организация должна планировать:

a) действия по рассмотрению этих рисков и возможностей;

b) то, каким образом:

1) интегрировать и внедрить эти действия в процессы системы менеджмента качества (см. 4.4);

2) оценивать результативность этих действий.

Меры, принимаемые в отношении рисков и возможностей, должны быть пропорциональны их возможному влиянию на соответствие продукции и услуг.

Что необходимо для реализации требования п.6.1 

Комментарии:

Процесс управления рисками должен осуществляться на всех уровнях управления компанией, начинаться при разработке стратегии и включаться во все виды ее деятельности.

Управление рисками направляется на определение событий, которые могут влиять на компанию и управление связанными с этими событиями рисками.

 В рамках управления рисками осуществляется контроль за тем, чтобы не был превышен риск-аппетит компании и предоставлялась разумная гарантия достижения ее целей.

 Схема процесса риск менеджмента  включает следующие шаги:

  • установление внешнего и внутреннего контекста;
  • идентификация риска;
  • анализ риска;
  • определение степени риска;
  • обработка риска;
  • коммуникации и консультации на протяжении шагов 1), 2), 3), 4), 5);
  • мониторинг, анализ и контроль риска.

 Коммуникации и консультации с внешними и внутренними заинтересованными сторонами должны происходить на всех стадиях процесса управления рисками. Поэтому планы относительно коммуникации и консультации должны быть разработаны еще в начальной стадии. Они должны обращаться к вопросам, касающимся рисков непосредственно, его причин, и его последствий (если таковые известны), и мерам, которые были приняты с целью обработки такого риска. Эффективные внешние и внутренние коммуникации и консультации должны давать гарантию, что те, кто несет ответственность за процесс управления риском и заинтересованные стороны, осознают основания для принятия решений и причины того, почему требуются определенные действия.

Значимыми для успеха компании сферами практической деятельности, в которые интегрируется процедура управления рисками, являются:

  • стратегическое планирование, бизнес-планирование, операционное и бюджетное планирование;
  • управление активами и планирование распределения ресурсов;
  • изменения в предпринимательской деятельности (стратегические, технологические и организационные);
  • проектирование и разработка новых видов продукции/услуг;
  • менеджмент качества;
  • управление профессиональной безопасностью и охраной труда;
  • экология и охрана окружающей среды;
  • Кодекс деловой и профессиональной этики;
  • информационная безопасность;
  • социальные аспекты взаимодействия с общественностью;
  • вопросы гражданской ответственности;
  • анализ требований потребителя для оценки возможности их выполнения;
  • оценка соответствия бизнес-процессов предъявляемым к ним требованиям;
  • управление проектами;
  • управление контрактами, поставщиками и закупками;
  • управление субподрядными организациями;
  • управление персоналом;
  • корпоративное управление.

Классификация рисков компании

Предпринимательская деятельность подвержена множеству различных рисков.

Устоявшихся критериев, позволяющих однозначно классифицировать все риски, не существует по причинам различия в специфике деятельности хозяйствующих субъектов, существования различных проявлений и различных источников рисков.

Существует множество подходов к классификации рисков, которые, как правило, определяются целями и задачами классификации.

Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков, являются:

  • время возникновения;
  • основные факторы возникновения;
  • природа возникновения;
  • характер учета;
  • длительность во времени;
  • возможность страхования;
  • характер последствий;
  • сфера возникновения;
  • степень допустимости и другие. 

В образовательных организациях риски можно условно поделить на внутренние и внешние.

Внутренние:

- недостаточное качество образования;

- недостаточное развитие материально-технической базы;

- недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава;

- неэффективное управление вузом (недостаточная компетенция руководителя);

- риски в обеспечении безопасности.

Внешние:

уменьшение бюджетной составляющей финансирования;

- конкуренция образовательных организаций;

- появление новых законодательных требований.

Каждая организация должна создать свой классификатор рисков!

С целью повышения компетентности в данном вопросе мы подготовили для вас семинар на тему: "Менеджер СМК".

Для кого предназначен этот семинар

Этот семинар предназначен для создания системы менеджмента качества, когда требуется стратегическое решение образовательной  организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной  организации влияют:

  • бизнес-среда, изменения или риски, связанные с этой средой;
  • изменяющиеся потребности;
  • конкретные цели;
  • образовательная услуга; 
  • применяемые процессы.

Система менеджмента качества не предполагает единообразия в своей структуре или документации и требования являются дополнением требований к образовательной услуге.

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою образовательную организацию, обратите внимание на предложение в этой  ссылке:   https://q-manager.kz/.

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)