Все чаще казахстанские потребители отстаивают свои права в суде

Все чаще казахстанские потребители отстаивают свои права в суде
фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Рекордное число исков о защите прав потребителей приняли казахстанские суды. Насколько высоки шансы на удовлетворение таких исков, разбирались в своем исследовании аналитики Telegram-канала Первого кредитного бюро (ПКБ) Data Hub, передает портал Качественный Казахстан.   

Ссылаясь на данные КПСиСУ ГП РК, авторы исследования сообщают, что по итогам I квартала 2025 года в суды первой инстанции поступило 768 аналогичных обращений, что на 20% больше в сравнении с тем же периодом прошлого года. Настолько высокий уровень наблюдается впервые как минимум за 10 лет.

«Статистика свидельствует: со временем население все чаще обращается в суды, чтобы отстоять свои потребительские права. Так, с 2016 по 2025 год в январе-марте количество поданных исков снижалось всего лишь трижды (г/г). Последний такой случай, кстати, произошел в 2024-м. Но тогда показатель потерял немного, 4%. В то же время интересно заметить, что довольно часто жалобы потребителей имеют отношение к сферам торговли и услуг (41% поступивших в суды обращений в I квартале). И совсем редко – к сфере медицины (2%)», – отметили аналитики.  

При этом они дополнили, что какие бы рекорды ни устанавливались, значительная часть исков по-прежнему не доходит до реального рассмотрения. Например, в отдельно взятом 2024 году суды вернули заявителям треть поданных обращений.

«Вероятно, в основном такие иски возвращают по причине несоблюдения четырехступенчатого алгоритма. Согласно закону, прежде чем обратиться в суд, потребитель должен последовательно пройти три этапа урегулирования конфликта (предприниматель-медиатор-государственный орган) и не добиться успеха ни на одном из них. К слову, власти планируют упростить эту процедуру и сделать ее двухступенчатой – соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Мажилисе», – пояснили авторы исследования.

Тем не менее, согласно их выводам, стоит признать, что шансы на удовлетворение потребительского иска, если он все же был принят на рассмотрение судом, довольно высоки.

«В частности, по итогам января-марта в пользу истцов разрешилось 83% подобных дел – 264 из 319. По вынесенным решениям подлежит к взысканию 457,4 млн тенге», – поделились данными исследователи.