Квадроберы: игра или девиантное поведение?

Квадроберы: игра или девиантное поведение?
фото: Diy13 / istockphoto.com

С начала года в соцсетях кипят обсуждения квадробики. Это новая субкультура, популярная среди детей и подростков. Их главная фишка – подражание повадкам животных, ношение масок и костюмов. 

Казалось бы, а что необычного? Все мы в детстве представляли себя лошадками, кошечками и щенками. Но порой квадроберы выходят за рамки игры. Например, могут наброситься на прохожих людей или на настоящих животных. 

Так где же находится та самая грань, когда квадробика превращается из невинной детской забавы в девиантное поведение? Разбираемся вместе с психологом.

Кто такие квадроберы?

Квадроберы приобрели огромную популярность в странах СНГ. Такое увлечение по душе детям и подросткам. Уникальная черта этой субкультуры — переодевание в костюмы и подражание животным. Название «квадроберы» происходит от слова quattuor (четыре) и «аэробика».

Часто их путают с субкультурой фурри. Однако между ними есть разница. Квадроберы не просто надевают костюмы. Они копируют повадки животных: рычат, лают, бегают и передвигаются на четвереньках на свежем воздухе.

История квадроберов

На самом деле, квадробика – явление не новое. Изначально это спортивное направление, зародившееся ещё в 2000-е годы. Его основателем считается японский спринтер Кеничи Ито. Спортсмен увлекался бегом на четвереньках. В 2008 году он преодолел 100-метровку всего за 18,58 секунды. С тех пор спринтер получил прозвище Человек-обезьяна. Через семь лет Ито побил собственный рекорд, пробежав дистанцию за 15,71 секунды.

В 2020 году всё больше людей стали подражать животным. Тренд распространился благодаря соцсетям. Подростки начали идентифицировать себя с разными животными, копируя их повадки и поведение. В России о тренде заговорили в этом году.

Внешний вид квадроберов

Основной элемент образа квадроберов — маски. Причём зачастую они выполнены максимально реалистично. Маски имитируют головы кошек, лис, львов и других животных. На них изображены глаза, нос, уши, а иногда даже приклеена шерсть.

Кроме масок, квадроберы надевают отдельные элементы костюма. Например, хвост или лапы. Внешний вид подростков, увлекающихся квадробикой, напоминает окрас животных. Часто используются серые, белые, рыжие и коричневые оттенки.

- Для каждого временно́го периода характерны свои субкультуры. На сегодняшний момент это квадробика. Споры вокруг неё не утихают. Взрослые задаются вопросом, почему дети занимаются квадробикой и может ли такое увлечение повлечь за собой последствия, - говорит Кристина Егорова, детский и семейный психолог.

Почему дети подражают животным?

У маленьких детей границы между фантазиями и реальностью практически отсутствуют. Ведь ведущей деятельностью для дошкольников является игра. А чтобы она была интересной, им на помощь приходит воображение.

Когда ребёнок встаёт на четвереньки, он автоматически может превратиться в собачку или кошечку. Он начинает перенимать повадки животных. Например, приносить игрушку «хозяину» или мурлыкать вокруг ног. Если ребёнок наденет наряд животного, то он ещё глубже погрузится в мир фантазий, где возможно всё: питомцы разговаривают, магия реальна, а страхи могут быть побеждены.

Представьте себе маленькую девочку, которой сложно первой подойти и познакомиться на площадке. Подумайте про мальчика, считающего, что у него под кроватью живёт монстр. Как только дети надевают на себя маску зверя, которым они восхищаются, то они внезапно могут стать сильными, могущественными животными, которые ничего не боятся.

Перевоплощение даёт ребёнку ощущение контроля над своими страхами и помогает выразить эмоции. Часто в этом возрасте ему трудно их осознать или озвучить словами. В такие моменты ребёнок попадает в выдуманную реальность, где он может быть кем угодно. Тогда это место становится символом свободы и силы.

Через игру дети открывают для себя новое, учатся взаимодействовать с окружающими и переживают свои эмоции, а также изучают мир с другой точки зрения.

Квадробика — ещё одно явление, которое в малом возрасте становится важнейшей частью психологического и эмоционального развития. Ведь для того, чтобы поиграть в такую игру, детям необходимо придумать, кем они будут, сюжет, костюмы, договориться о правилах.

Каждый раз сценарий меняется, герои погружают ребёнка в мир, где он знакомится с новыми моделями поведения, чертами характера. Также с помощью такой игры дети учатся строить взаимоотношения. Они изучают желания и потребности других участников, а также способы познания своего тела и пространства.

Психолог объясняет, в чём скрыты причины пограничного поведения.

Почему подростки подражают животным?

Когда ребёнок вырастает и становится подростком, безобидная игра с переодеванием в животное может принять совершенно другой характер. Например, такое поведение часто является способом ухода от реальности, бегства от проблем, с которыми он не может справиться.

Самая главная цель подросткового периода — поиск себя, в котором человек познаёт и сравнивает себя с другими. Разберёмся на примере. Представьте подростка, которого переполняют одиночество, досада и разочарование. Он не чувствует поддержки от родителей, да и в школе у него нет друзей, с которыми он мог бы проводить время.

В таких случаях создание образа становится для подростка формой протеста или попыткой выразить свои внутренние переживания. Он может начать идентифицировать себя как волк-одиночка, который бродит по лесу, полагаясь только на свои силы. В такой роли подросток будет чувствовать себя свободным от социальных норм и ожиданий, тяготящих его.

Влияние субкультуры на детей и подростков

Квадробика на детей и подростков может влиять по-разному. У этого явления есть как положительные, так и негативные стороны.

На кого-то квадробика может влиять хорошо. Тогда дети и подростки приобретают:

  • стимулирование творчеством и воображение;
  • появление друзей, которые готовы прийти на помощь;
  • развитие эмпатии и понимания, что все люди имеют возможность  самовыражения;
  • укрепление уверенности в себе через проявленность как в сообществе, так и в социальных сетях, а также на конкурсах.

Есть и случаи, когда поведение детей и подростков начинает выходить за рамки. Например, они начинают царапаться, кусаться и даже есть корм. Почему возникает такое поведение?

  1. Происходит стирание границ между реальной и воображаемой жизнью. То есть ребёнок не понимает, что его поведение может в ту или иную секунду времени не соответствовать нормам.
  2. Данная субкультура подвергается насмешкам и непониманию со стороны сверстников и даже взрослых. В формате протеста подростки и дети могут вести себя некорректно.
  3. Идентификация себя с животным переходит в реальную жизнь. Ребёнок не может жить без маски зверя, ведь только с ней он чувствует себя сильным и уверенным.

Психолог на конкретных примерах объясняет, почему это важно.

Причины девиантного поведения

Очень важно родителям всегда держать руку на пульсе, независимо от того, сколько лет ребёнку. Всё-таки тренды могут нанести вред в любом возрасте. Если ребёнок понимает, зачем он занимается квадробикой, что даёт такое увлечение, то можно спокойно разрешить развиваться в этом направлении.

Но когда же стоит бить тревогу? Если на вопрос «почему ты хочешь заниматься квадробикой?» внятного ответа не получено и вы понимаете, что поведение начинает ухудшаться.

Первоначально важно понять, какие проблемы есть у ребёнка или подростка. Решать их нужно через спокойное общение в кругу семьи или с помощью детского психолога. Какие же проблемы могут сподвигнуть ребёнка к девиантному поведению:

  • проблемы в семье;
  • потеря близкого человека;
  • взаимоотношения со сверстниками, например буллинг;
  • проблемы в школе с педагогами;
  • абьюзивные отношения;
  • успеваемость в школе или в секциях;
  • желание соответствовать чьим-то ожиданиям;
  • интернет, где через соцсети могут пропагандировать, что девиантное поведение – нормально.

Возможные последствия увлечения

Любая субкультура может быть опасной для ребёнка и подростка. Квадробика – не исключение. Если не заметить тревожные звоночки в поведении ребёнка, тогда это может привести к:

  • изоляции;
  • депрессии;
  • психическим заболеваниям. Например, диссоциативному расстройству идентичности или ПРЛ. 

Это все крайние варианты исхода событий. Важно наблюдать и разговаривать со своим ребёнком, чтобы такого не допустить. Если в процессе изучения себя подросток выйдет за рамки, родители обязательно должны прийти к нему на помощь.