Главные тренды в развитии рынка складов Центральной Азии

Главные тренды в развитии рынка складов Центральной Азии
фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)

Среднеазиатские республики вступили в период повышенного спроса на качественные складские объекты. Это обусловлено динамичным развитием сегмента e-commerce, перенастройкой логистических цепочек с участием России, интенсификацией транзитной торговли и усилением китайского экономического присутствия в регионе. Однако девелоперская индустрия не успевает за растущими потребностями интересантов, круг которых постоянно расширяется: площадей вводится вдвое меньше, чем нужно рынку.  

Как указывает Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global, логистическая сеть в Средней Азии имеет важную особенность: 55% всех складов (в пересчете на метраж) сконцентрировано между Алматы и Бишкеком. К концу 2026 г. пропорция может вырасти до 65%.

Среди всех среднеазиатских стран Казахстан наиболее активно занимается апгрейдом транспортно-логистической инфраструктуры. Официальные лица неоднократно подчеркивали стратегический статус этого направления. Так, зимой 2024 г. президент Касым-Жомарт Токаев поставил перед министрами задачу добиться того, чтобы Казахстан стал полноценным транспортно-логистическим хабом в Центральной Азии и в Каспийском регионе. Этот пункт фигурирует в перечне десяти приоритетов, которыми должно руководствоваться правительство. В послании к народу глава государства отметил: «Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы. Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны».                В общей сложности через территорию республики проходят 13 международных транспортных коридоров. Примечательно, что самый сильный рост товарного трафика наблюдается в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута, по которому идут перевозки из Китая напрямую в Европу, минуя Россию. В ближайших планах Министерства транспорта фигурируют ввод железнодорожного перехода Бахты – Тачен с новым сухим портом на границе с Китаем, контейнерного хаба в порту «Актау» и многофункционального терминала «Саржа» (порт Курык на западе страны).                                                                                              22 января 2024 г. на территории таможенной зоны «Достык» (переход «Алаколь», казахско-китайская граница) начал функционировать международный торгово-логистический центр общей площадью 13,5 га. Его открытие позволит втрое нарастить товарооборот в этой локации. Это первый опыт применения в Казахстане технологии кросс-докинга, когда разгрузочно-погрузочные работы и сортировка полностью происходят вне зоны временного хранения. Кроме того, ожидается запуск трансграничного складского комплекса в Туркестане (10 тыс. кв. м), серии бондовых складов и фулфилмент-центров Казпочты.

Однако большинство пополнений на рынке складской недвижимости по-прежнему достается Алматы и его пригородам. Неслучайно, что именно здесь, в бизнес-центре «Кен-Дала», появилось среднеазиатское представительство IBC Global. Оно будет предоставлять консалтинговые услуги под брендом IBC Central Asia. Возглавил офис Роман Пак, руководитель Департамента индустриальной и складской недвижимости в Центральной Азии.

На сегодняшний день Алматинская область вбирает в себя три пятых всего фонда готовых площадей для хранения и две трети – строящихся. На 2024 г. анонсирована сдача логистических центров Damiany (40 тыс. кв. м), Focus Logistics (42 тыс. кв. м) и «Тау Адмирал» (10 тыс. кв. м). К ним должны присоединиться вторая очередь склада временного хранения в Турксибском районе Алматы (25 тыс. кв. м), ТЛЦ «Калжат» в Уйгурском районе Алматинской области и BTS-склад в составе транспортно-логистического центра «Жетыген» (50 тыс. кв. м), расположенного к северу от бывшей столицы. По информации IBC Global, до конца текущего года будет готов первый из трех блоков спекулятивного складского комплекса в Боролдае (Илийский район Алматинской области). Он оснащен 15 перегрузочными мостами, 14 воротами и собственной железнодорожной веткой. Расходы на строительство составили 3,0 млрд тенге (около 0,6 млрд рублей). Всего в структуре проекта предусмотрено 65 тыс. кв. м складских площадей, соответствующих стандартам класса B+ и 25 тыс. кв. м класса А.

По другую сторону казахско-кыргызской границы девелоперы также готовятся к развертыванию крупномасштабной складской инфраструктуры. Осенью 2023 г. компания Alkanov Group достигла соглашения с правительством Кыргызстана. По его условиям в Аламудунском районе Чуйской области будет построен логистический хаб «Батыр Логистик Центр». На протяжении десяти лет в проект предполагается инвестировать 20 млн долларов (1,8 млрд рублей). Как и в Боролдае, строительный процесс делится на три этапа. Первым встанет в строй блок с мультитемпературной зоной, бондовыми складами и пулом помещений для сдачи в аренду – всего 30,2 тыс. кв. м. Вторые на очереди – таможенный терминал, два склада и административные здания. Завершится проект строительством сухого склада на 60,4 тыс. кв. м. Функции консультанта и брокера на эксклюзивной основе взяла компания IBC Global. В том же районе (участок площадью 28,8 га к северу от Бишкека) скоро должен стартовать еще один гигант – логистический комплекс класса Asia Park на 163 тыс. кв. м. Также известно, что в Кыргызстане может открыться сверхкрупный (100-150 тыс. кв. м) логистический центр Wildberries. Создание необходимой торгово-логистической инфраструктуры ведется и на межправительственном уровне. Летом прошлого года было подписано соглашение о трансграничном логистическом центре площадью 7,6 тыс. кв. м.

Таким образом, на стыке Казахстана и Кыргызстана сложился самый большой в масштабе Средней Азии транспортно-логистический узел. В настоящее время Алматинская и Чуйская области суммарно располагают 930 тыс. кв. м качественных площадей для хранения товаров. Это 55% от складской сети во всех пяти среднеазиатских республиках. Реализация перечисленных проектов приведет к увеличению совокупного показателя до 65% в перспективе полутора-двух лет. Более динамичному и широкому развитию инфраструктуры препятствуют устаревшие транспортные коммуникации, дефицит квалифицированных кадров, несовершенное законодательство, риски криминального характера, слабое внедрение международных стандартов, малочисленность институциональных инвесторов. Это сказывается на индексе эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI), составляемом Всемирным банком. Казахстан в нем стоит на 84-й строчке, а Кыргызстан – на 127-й. В то же время Китай закрепился на 20 месте, Россия – на 95.

О том, как развивать логистический бизнес в сегодняшних условиях, и что нужно предпринять для их улучшения, возможностях и сложностях, будут рассказывать эксперты тематической конференции. Она пройдет в октябре 2024 г. Организатором выступит IBC Global.

Источник: IBC Global (партнерский материал)