Безопасно ли небо Индии? Вопросы к регуляторам после новых авиакатастроф

Безопасно ли небо Индии? Вопросы к регуляторам после новых авиакатастроф
фото: X/@Aviationa2z

Вопрос безопасности индийского воздушного пространства вновь актуален после недавней авиакатастрофы Air India.          В то время как Генеральный директорат гражданской авиации (DGCA) утверждает, что небо над Индией безопасно, ряд инцидентов и обнаруженных нарушений в работе авиакомпаний вызывают серьезные опасения.

Насколько безопасно небо над Индией? Этот вопрос, как сообщает BBC News, задают многие после ужасной авиакатастрофы Air India в июне, в результате которой погибли по меньшей мере 270 человек. Boeing 787-8 Dreamliner, следовавший в Лондон, разбился менее чем через минуту после вылета из аэропорта Ахмадабада на западе Индии 12 июня.

Рейс Boeing 787-8 Dreamliner потерпел крушение менее чем через минуту после взлёта из Ахмадабада на западе страны. Это стало третьей крупной авиакатастрофой в Индии за последние 15 лет. До этого — в мае 2010 года под Мангалоре и в августе 2020 года в Кожикоде — произошли два других жестких посадочных инцидента с трагическими последствиями.

На фоне растущего беспокойства представители регулирующих органов пытаются успокоить население. Фаиз Ахмед Кидваи, глава Генерального директората гражданской авиации (DGCA), заявил в интервью BBC:

«Небо Индии всегда было безопасным — и в прошлом, и сегодня».

Он сослался на данные Международной организации гражданской авиации (ИКАО), согласно которым Индия демонстрирует результаты выше среднемировых по числу аварий на миллион полётов. По его словам, только два года за период с 2010 по 2024 были исключениями — годы, когда случались крупные авиапроисшествия.

Тем не менее, недавние инциденты вызвали новую волну обеспокоенности. От случаев сильной турбулентности до сообщений о технических сбоях и недостатках в подготовке персонала — вопросы безопасности снова находятся в центре внимания.

Особое внимание привлекла ситуация с авиакомпанией SpiceJet, четвёртой по величине бюджетной авиакомпанией страны. Началось всё с выхода из строя воздушных винтов на двух её самолётах De Havilland Q400. Как сообщила газета Economic Times, компания не провела полноценного расследования причин поломки, ограничившись временным решением — дополнительной смазкой механизмов. Разочарованная таким подходом, британская компания Dowty Propellers, поставщик оборудования, обратилась напрямую в DGCA.

Аудит в апреле выявил серьёзные нарушения. По словам Кидваи, руководство SpiceJet не имело полного представления о масштабе проблемы. Ряд сотрудников был уволен или отстранён от работы.

Ещё один скандал затронул Air India Express. Reuters сообщил, что авиакомпания задержала замену деталей двигателя на одном из Airbus A320 и сфабриковала отчёты для проверяющих. В ответ компании пришлось принять корректирующие меры.

Ещё один тревожный случай произошёл в мае, когда рейс IndiGo из Дели в Шринагар столкнулся с сильной турбулентностью и градом. Самолёт Airbus A321, на борту которого находились 222 пассажира, благополучно приземлился, однако экипаж был отстранён от полётов. DGCA начал расследование и скорректировал рекомендации пилотам: теперь в случае угрозы турбулентности они обязаны заранее изменить маршрут или предпринять другие действия.

«Мы чётко определили, какие погодные условия считаются опасными», — отметил Кидваи.

По данным Министерства гражданской авиации, с 2020 года внутренние авиакомпании сообщили о 2461 техническом отказе. На долю IndiGo пришлось 1288 таких случаев, у SpiceJet — 633, у Air India и Air India Express — 389.

Кидваи признал, что количество сообщений о проблемах растёт, но подчеркнул: это не обязательно плохо.

«Гораздо лучше, чтобы каждая проблема была доведена до сведения властей, чем молчать и продолжать эксплуатировать самолёт».

Он также отметил, что рост числа полётов требует особого внимания к графикам технического обслуживания.

Сегодня в Индии насчитывается около 850 коммерческих воздушных судов — почти вдвое больше, чем десять лет назад. Число авиапассажиров удвоилось с 2014–2015 годов — со 116 млн до 239 млн человек. Сеть аэродромов расширилась с 60–70 до 130–140.

Но в то же время бюджет Министерства гражданской авиации сократился, что может повлиять на возможности регулятора.

«К концу десятилетия мы планируем эксплуатировать более 2000 воздушных судов», — сказал Кидваи.

Несмотря на трагедию июня, спрос на авиаперевозки  существенно не упал. По словам Кидваи, наблюдалось лишь кратковременное снижение интереса как к внутренним, так и к международным направлениям.

«Люди естественно испытывают тревогу после подобных инцидентов. Но со временем она утихает. Время лечит».

Однако эксперты напоминают: если система начнёт давать сбои чаще, одной только уверенности во «всегда безопасном небе» будет недостаточно. Нужны системные изменения, усиление контроля, инвестиции в технологии и культуру безопасности.

Источник: BBC News 

#Авиабезопасность #Индия #DGCA #Авиакатастрофа #SpiceJet