
фото: Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Аналитический центр Halykfinance представил обзор состояния МСБ
Малый и средний бизнес играют ключевую роль в экономике Казахстана, способствуя формированию среднего класса, социальной стабильности и устойчивому развитию экономики.
В 2024 году данный сектор продемонстрировал положительную динамику, выросла доля малого и среднего бизнеса (МСБ) к ВВП. МСБ обеспечивает занятость 4,4 млн человек, что составляет почти половину экономически активного населения страны, и является ключевым источником рабочих мест.
Вместе с тем наблюдаются региональные, отраслевые и структурные дисбалансы. МСБ в основном сконцентрирован в крупных городах страны (Алматы, Астана, Шымкент), где доля МСБ в экономике региона превышает 60%, что объясняется высокой концентрацией бизнеса, развитой инфраструктурой, большим числом сервисных компаний и активным рынком услуг.
Отдельные регионы демонстрируют слабые показатели по МСБ. В отраслевой структуре сохраняется тенденция преобладающей доли МСБ в торговле, как наиболее доступной отрасли с низким порогом входа, быстрыми оборотами и поддержкой цифровых каналов сбыта. Промышленность и строительство формируют вторую по значимости группу в основном за счет программ государственной поддержки.
Средний бизнес имеет более высокий потенциал роста по сравнению с малым за счёт большего масштаба, что позволяет эффективнее использовать ресурсы, внедрять инновации и масштабировать производство.
Большая часть продукции средних предприятий представлена в обрабатывающей промышленности, одной из наиболее значимых отраслей экономики с точки зрения технологического развития, модернизации и качественной занятости.
При этом доля средних предприятий в ВВП на протяжении последних лет остаётся незначительной в силу трудностей с финансированием, административных нагрузок, недостатка стимулов для масштабирования. Это ограничивает потенциал качественного роста и создания высокопроизводительных рабочих мест.
Ключевые вызовы развития МСБ связаны с качеством бизнес-среды, характеризующейся значительным разрывом между законодательными нормами и реальной правоприменительной практикой, нестабильностью законодательства, сложными регуляторными процедурами и административной нагрузкой.
Наблюдающиеся диспропорции развития МСБ требуют реформирования модели господдержки, устранения структурных ограничений, создания полноценной рыночной среды и обеспечения стабильной правовой базы для предпринимательства.
В связи с особенностями в методологии классификации МСБ в официальной статистике, не отражающей важные критерии деятельности МСБ, динамика развития МСБ не полностью отражает реальную картину и усложняет анализ МСБ. Тем не менее, с учётом этих ограничений представленные тенденции и выявленные проблемы в целом характерны для сектора МСБ.
Методологические противоречия
В Предпринимательском кодексе Казахстана для отнесения субъектов к МСБ используются два критерия: численность работников и среднегодовой доход. Официальная статистика Казахстана по МСБ с 2014 года формируется на основе одного критерия — среднегодовой численности работников, без учета среднегодового дохода или оборота компаний.
Такое упрощение определения малых и средних предприятий (МСП) в статистике приводит к тому, что компании с небольшой численностью сотрудников, но крупными оборотами, классифицируются как малые предприятия. Международная практика предполагает мультикритериальный подход к классификации МСБ, включая численность работников, доходы, активы и другие показатели, что обеспечивает более объективную оценку.
Согласно Концепции развития МСП до 2030 года при исключении из статистики по МСП компаний с крупными оборотами, доля МСП к ВВП снизится с официальных 32,8% в 2022 году до 12,7%. Большое количество компаний с малым штатом и с большими оборотами – это, вероятно, проявление существенного объема государственных закупок в экономике.
Имеется практика создания компаний исключительно для участия в госзакупках, что может приводить к формальному дроблению бизнеса, когда маленькие предприятия с минимальным штатом получают крупные обороты, фактически не являясь малыми. Это может создавать риски для прозрачности и эффективности госзакупок и требует контроля и регулирования для обеспечения эффективности госрасходов.
Динамика МСП
В 2024 году объем выпуска продукции вырос на 19% г/г и составил по итогам года Т81,9 трлн. На протяжении последних шести лет МСП демонстрируют двузначные темпы роста выпуска, за исключением замедления темпа роста в 2020 году вследствие спада экономической активности в период пандемии (Рис.1).
Господдержка бизнеса (налоговые послабления, снижение регуляторной нагрузки, упрощенная регистрация ИП), а также доступные кредитные ресурсы помогли МСП преодолеть кризисный 2020 год и возобновить рост.
Кроме того, рост выпуска продукции в 2021–2022 годах поддержала миграция компаний из России, пик которой пришёлся на 2022 год, а также введение моратория на проверки МСП на период с 01.01.2020 года по 01.01.2024 года, который снизил административную нагрузку на бизнес.
В 2023 году темпы роста выпуска замедлились, что связано с высокой базой предыдущих лет и, частично, сокращением потока миграции бизнеса из России.


Источник: БНС Рис. 1, 2 |
Рост экономической активности сектора МСП привел к повышению доли ВДС МСП в экономике до 39,7% в 2024 году по сравнению с 30,8% к ВВП в 2019 году (Рис.2). В соответствии с Концепцией развития МСП в Казахстане его доля к ВВП в 2025 году должна достигнуть 35%.
В то же время досрочное достижение целевого уровня произошло во многом за счёт учета в статистике компаний, которые фактически не относятся к малым.
Тем не менее, даже исходя из официальной статистики в Казахстане доля МСП к ВВП (39,7%) остается ниже уровня развитых странах (около 54%) и показателя развивающихся (порядка 49%) (Рис.3) .

Источник: БНС Рис. 3
К факторам увеличения доли МСП к ВВП среди прочих относятся внедрение с 2018 года цифровых сервисов, которые значительно упростили запуск и управление бизнесом. Благодаря интеграции банков с государственными органами банковские мобильные приложения сделали доступными множество финансовых и государственных услуг (онлайн-открытие бизнеса, банковских счетов, финансирование, платежи, оплата налогов, маркетплейсы и др.).
Активное развитие рынка электронной коммерции также обеспечивает МСП новые возможности для роста, открывая новые каналы продаж, расширяя клиентскую базу. Так, по данным БНС за 2019-2024 годы объем рынка розничной электронной коммерции демонстрирует устойчивую позитивную динамику: объем электронной коммерции вырос в 15 раз, доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли выросла с 1,8% в 2019 году до 14,1% в 2024 году, в основном за счет активного развития маркетплейсов.
Это крупные платформы, которые обеспечивают большую часть продаж (около 85%) розничной электронной коммерции. По данным Министерства торговли и интеграции, через 1,5 года после выхода предприятия на маркетплейс расширяется география его продаж, средний объем продаж компаний увеличивается в 4,8 раза. Учитывая, что МСП составляют 96% от общего объема торговли через маркетплейсы, электронная коммерция играет значимую роль в расширении бизнеса МСП.
В то время как доля малых предприятий к ВВП с 2019 года выросла на 7,7 п.п, средние предприятия показывают более сдержанную динамику – рост составил всего 0,7 п.п., сложившись по итогам 2024 года на уровне 7,0% при целевом индикаторе в 15% в 2025 году.

Рис. 4. - Структура выпуска МСП, %, на 31.12.2024 года
Кроме низкой представленности юрлиц среднего предпринимательства в сегменте МСП (0,2% от общего числа субъектов МСП), развитие сегмента среднего бизнеса осложняется рядом факторов, которые будут представлены ниже. Тем не менее, средние предприятия обеспечивают 17% выпуска продукции (по итогам 2024 года) в сегменте МСП против 15%, обеспечиваемой ИП, и 3%-ной доли крестьянских хозяйств, что говорит о более высокой производительности средних предприятий (Рис.4).
Крупнейшие города страны – Астана, Алматы и Шымкент — занимают лидирующие позиции в сегменте МСП.
Численность МСП
Количество действующих МСП стабильно растет, но темпы роста новых МСП значительно снизились за последние 5-6 лет. На конец 2024 года их количество составило 2 072 тыс., увеличившись на 3,5% г/г против 10,1% г/г в 2023 году. Доля действующих МСП в 2024 году незначительно снизилась. Тем не менее, данный показатель значительно увеличился с 2019 года, когда он составлял 82,9%.
Восстановление экономики после пандемии, релокация компаний из соседних стран, внедрение электронных сервисов для бизнеса способствовали росту жизнеспособности МСП. Надо отметить, что в статистике к действующим субъектам относят зарегистрированные и еще не осуществляющие экономическую деятельность, а также временно приостановившие деятельность предприятия. Таким образом, реальное число активно действующих компаний ниже.
В численности МСП активную динамику демонстрируют ИП, что может определяться упрощением процедур регистрации и ведения бизнеса, в том числе за счет цифровизации и внедрения онлайн-сервисов для открытия ИП. Особенно заметный рост ИП был отмечен в 2022 году в период активной релокации российских предпринимателей.
Примечание: к действующим субъектам в Статистическом бизнес-регистре относятся субъекты, в настоящий момент осуществляющие экономическую деятельность, т.е. активные; зарегистрированные и еще не осуществляющие экономическую деятельность; субъекты, временно приостановившие деятельность.
Таким образом, в структуре МСП большую часть представляют ИП (69,7%) и малые предприятия (17,5%), крестьянские хозяйства составляют 12,6%, юрлица среднего предпринимательства – 0,2%. Необходимо отметить весьма низкую представленность средних предприятий, количество которых на протяжении шести последних лет практически не растет.
Значительная часть действующих малых и средних юрлиц — это молодые компании, более половины МСП (53,3%) существуют не более семи лет. В численности МСП наблюдается значительное сокращение малых предприятий с увеличением срока их деятельности. По итогам 2024 года наибольшая доля малых предприятий приходится на один год (10,0%) и два года (9,9%).
Уже с третьего года начинается устойчивое снижение числа малых предприятий. Вероятно, это связано с тем, что часть компаний прекращает деятельность, поскольку переход малых предприятий в категорию средних вряд ли происходит в массовом порядке — численность последних заметно не растёт.
Государственная поддержка МСП
В мировой практике достаточно распространена поддержка МСП. Существует широкий спектр подходов как специально нацеленных на МСП, так и более универсальных. Сравнительный анализ национальных политик в странах ОЭСР показал, что приоритет отдаётся расширению связей МСП через глобальные сети: 52% всех мер направлены на развитие сетей, а треть усилий – на развитие связей в инновационных цепочках.
Кроме того, в большинстве стран ОЭСР государство вкладывает в НИОКР для МСП больше, чем сами предприятия. В 2023-2024 годах жёсткие условия финансирования привели к снижению объёмов финансирования МСП и сместили акцент на повышение потенциала и конкурентоспособности МСП, развитие инновационных и высокотехнологичных отраслей.
За прошедшие годы в Казахстане был создан ряд институтов, ответственных за поддержку бизнеса, действует множество программ поддержки, направленных на МСП. Предприниматели отмечают как успехи, так и отдельные проблемы в реализации господдержки.
Так, к положительным сторонам отнесены разнообразие инструментов, упрощение доступа по отдельным направлениям поддержки. Вместе с тем, по мнению предпринимателей, господдержка не всегда доходит до реального малого бизнеса, особенно в регионах, из-за бюрократических барьеров, сложности процедур, недостаточной информированности о доступных инструментах. Кроме того, имеется неравномерность распределения: большая часть поддержки сосредоточена в крупных городах, что ограничивает потенциал малого бизнеса в других регионах. Бизнес-сообщество предлагает усилить нефинансовую поддержку, упростить процедуры, расширить доступ к информации и увеличить охват региональных проектов.
В программах финансовой поддержки предприниматели сталкиваются с административно-бюрократической нагрузкой, отвлекающей их ресурсы, и завышенными требованиями (в том числе к залогу), что особенно актуально для сельских регионов. В итоге многие компании с реальным производственным потенциалом фактически отрезаны от системы поддержки.
По данным исследования ОЭСР, многие услуги господдержки не адаптированы к потребностям и проблемам МСП, также сохраняются структурные проблемы: чрезмерное присутствие государства в экономике и недостаточно развитая конкуренция, низкая прозрачность, проблемы с цифровой инфраструктурой и исполнением контрактов. В области торговых процедур Казахстан отстает в управлении и беспристрастности таможенных процедур.
Резюме
МСБ играет ключевую роль в экономике и обеспечении социальной стабильности, обладая потенциалом для становления как одного из ключевых факторов экономического роста благодаря предпринимательской активности населения, развитию цифровых технологий, широкому отраслевому охвату и гибкости.
Несмотря на рост показателей МСБ, развитие сектора сдерживается комплексом системных проблем — от сложных регуляторных процедур, нестабильного законодательства, высокой доли неконкурентных процедур до финансовых и инфраструктурных ограничений. Для повышения конкурентоспособности и устойчивости МСБ необходимы комплексные реформы по улучшению правового поля и созданию предсказуемой, прозрачной и справедливой деловой среды.
Также необходима унификация подходов к классификации МСБ, в которой помимо численности работников будет учитываться дополнительный критерий (обороты компании, доходы или размер активов).
Автор: Салтанат Игенбекова
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через