Вода  в будущем – выгодный товар или главная причина войн?

Вода  в будущем – выгодный товар или главная причина войн?

  Вода  в будущем – выгодный товар или главная причина войн?

По прогнозам футурологов,  главным поводом для великого переселения народов может стать чистая вода: люди миллионами будут переселяться в районы, богатые водными запасами. Что, естественно, создаст все предпосылки для конфликтов и войн. Недавние события, произошедшие на границы Кыргызстана и Таджикистана яркий тому пример.

В Казахстане лишних водных ресурсов практически нет. Уже сейчас у нас есть регионы, испытывающие острый  дефицит пресной воды.

Ученые считают, что главная проблема дефицита заключается не только в наличии или отсутствии воды, но и в умении управлять водными ресурсами.

Начнем с глобальных проблем.

Ежегодно возобновляемые ресурсы речного стока, которые формируются на территории Казахстана, считаются главной составляющей ВР. По самым современным  оценкам специалистов, это 91,3 кубокилометра в год. Если вспомнить оценки 30-летней давности, это оценивалось в 115 кубокилометров. Сокращение составляет 23-24 кубокилометра. За счет чего? За счет сокращения трансграничного стока – 16 кубокилометров, внутреннего стока – порядка 8. Особенность нашей страны в том, что почти половина речного стока поступает к нам с территории сопредельных государств: Китая, России, Узбекистана, Кыргызстана. Вследствие хозяйственной деятельности этих стран и роста населения в ЦА трансграничный сток  стремительно сокращается.

Что касается прогнозов, то они неутешительные: этот сток будет сокращаться и дальше. Наши соседи планируют водохозяйственные программы с очень большим увеличением изъятия воды из наших трансграничных рек: Ертиса (Иртыша), Или, Сырдарьи, Урала.

Речной сток – это так называемые динамические ресурсы, возобновляемые. Если говорить о статических ВР, они тоже имеют тенденцию к сокращению. Так, Арал у нас практически высох, потенциальной зоной водно-экологического кризиса  бассейн озера Балхаш – ученые-гидрологи опасаются, что там может быть реальное повторение аральского сценария. Это связано с тем, что Китай интенсивно осваивает верховья Или (следовательно, сократится трансграничный сток), плюс накладываются наши климатически обусловленные изменения. Надо подчеркнуть, что Балхаш – крупный и очень важный водоем, объект государственного значения.

 Общеизвестно, что Китай реализует планы массового переселения населения в западные районы - в Синцзянь, в район Балхашского бассейна, с соответствующим развитием водоемких производств. При этом сток Или, который и питает Балхаш, существенно сокращается, и это не сможет не сказаться на его состоянии негативным образом.

Имеется проект соглашения, есть предложения, есть понимание, что должен быть найден разумный компромисс, основанный на уступках обеих сторон. Ведь как раз о разумности и справедливости, о том, что не должно наноситься существенного вреда верховыми действиями низовым, говорится в конвенции ООН по международным водотокам.

 Ситуация похожа и на Ертисе, где наша страна зажат между двумя великими державами - Китаем и Россией. К тому же, если по Или Китай владеет более чем половиной стока, то из общего стока Ертиса в 32 кубокилометра в год только 7 кубокилометров составляет сток так называемого Черного Иртыша, что в Китае, а 25 кубокилометров формируются на нашей территории. И Ертис сегодня - наш самый главный водоисточник.

Китай построил свой знаменитый канал Карамай, совершенно не согласовывая ни параметров, ни объемов, ни расходов. Но там ситуация такова, что Китай не может использовать больше половины стока, формируемого на его территории, - это такие неписаные правила.

С другой стороны, сейчас мы большую часть из 25 кубокилометров спускаем вниз, в Омск. Однако хоть Россия - одна из богатейших в мире стран по ВР (после Бразилии), в частности, в отдельных районах Омской области наблюдается вододефицит. В связи с этим в ряде российских СМИ появлялись статьи с общим рефреном: «Не трогайте наш Иртыш». У нас же действительно есть планы по переброске части стока Ертиса в центральные и южные регионы страны, чтобы компенсировать недобор стока по Или, по Сырдарье.

Вода под нами. Надолго ли?

 Что касается подземных источников воды, то по оценкам гидрогеологов, они весьма значительны. Первые оценки были получены более полувека назад, и они в принципе сопоставимы с поверхностными запасами. Реалии таковы, что с того времени, как были произведены оценки, их использование по отношению к нашим поверхностным водам составляет 5-6%. В перспективе это может возрасти, но незначительно – до 7%.

Сегодняшняя концепция в отношении использования подземных вод предполагает их сохранение как государственного резерва и использования только для питьевых целей. Это, так скажем, запас на черный день. Широкомасштабное их использование для орошения, как когда-то планировалось, сегодня считается недопустимым.

К тому же объем разведанных подземных запасов надо подразделять на технически доступные и экономически целесообразные. Далеко не всегда подземная вода доступна для освоения современными техническими средствами и может быть настолько дорога, что совершенно неэффективно ее использование.

Есть еще и экологический аспект: откачка больших объемов воды из подземных горизонтов может иметь ряд нежелательных последствий, и это - еще одно ограничение для использования подземных вод. Так считают  ученые.

Что же происходит на практике? Например, в Алматинской так называемой агломерации, где в силу  целого ряда причин и  неуправляемой внутренней и внешней миграции происходит сегодня  масштабный рост  населения с подземными запасами воды просто не считаются.. Растут, как грибы   сотни поселков, бурятся скважины, как бытовые, так и артезианские, промышленные. Вода из подземных горизонтов  бесконтрольно расходуется такими темпами, которые не мог никто из специалистов предвидеть еще  два-три года назад. Верхние водные горизонты уже стали самыми настоящими канализационными коллекторами.  Причина, о которой почему-то все молчат, весьма серьезна – все эти поселки лишены какой-бы то ни было продуманной  централизованной канализации. У подавляющего большинства новоселов – так называемые септики. Но это только название, а на самом деле – обычные выгребные ямы, содержимое которых уходит  в верхние водные горизонты.

 

Так,  в силу некомпетентности  власть предержащих, и бездумного отношения самого населения к воде, мы ежеминутно приближаемся к водной катастрофе. И подобное происходит повсеместно, вокруг всех крупных городов страны.

Итог еще не написан

Вывод очень простой. Вода должна стать выгодным и очень ценным товаром прежде всего, внутри страны. Воду нужно беречь и расходовать экономно, продуманно, целесообразно. Остаться в выжженной пустыне среди пеньков уничтоженных  деревьев, но с огромными коттеджными поселками – очень легко. Однако никакие деньги не заменят нам воду и не превратят пески вновь в оазисы, которые  мы так стремительно  сегодня уничтожаем по всему Казахстану.

Эту важнейшую для всей нашей страны тему мы обязательно продолжим.

 

Г. Владимиров 

В статье использовалась информация с интернет-ресурсов.