Внедрение системы инновационного менеджмента

Внедрение системы инновационного менеджмента
фото: в свободном доступе

Внедрение системы инновационного менеджмента

Скорость и качество инноваций стали решающими факторами для выживания на высококонкурентных рынках.  От прорывных продуктов и услуг до фирм-подрывников, которые захватывают заголовки:  узнайте, как  стандарты ИСО способствуют инновационным результатам и помогают динамичным организациям продвигать свои "великие идеи" вперед.

Наш мир все больше погружается в экономику, основанную на научных знаниях и инновациях, где информация - это то, что определяет принимаемые бизнес-решения. Постоянно меняющиеся условия, технологии и законодательство - вот лишь часть факторов, которые необходимо учитывать организациям, но собрать и проанализировать эту информацию - задача не из легких. Недавно был опубликован новый стандарт, призванный помочь в этом нелегком деле.

ISO 56006 "Инновационный менеджмент - Инструменты и методы для управления стратегической информацией – Руководство" помогает организациям внедрять эффективные процессы для наилучшего использования информации. Также данный стандарт может быть использован для составления спецификаций по закупкам при аутсорсинге услуг по стратегической разведке.

Пьер Депланш (Pierre Deplanche), руководитель группы экспертов, разработавших стандарт, отметил, что наш динамичный и неопределенный мир требует от стратегически мыслящих лидеров использования знаний для определения организационной и инновационной стратегий.

"Именно благодаря эффективному сбору, анализу и использованию информации организации могут наилучшим образом реагировать на изменения в окружающей среде и иметь конкурентное преимущество, - сказал он. - Таким образом, они могут использовать стратегическую разведку как благоприятный фактор для достижения своих бизнес-целей и реализации инновационных инициатив".

Одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий. В результате инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпораций, а инновативность – мощнейшим конкурентным преимуществом.

Осуществляя инновационную деятельность, современные компании, как правило, преследуют цель долгосрочной эффективности функционирования на рынке. Для достижения данной глобальной цели реализуются следующие специфические задачи:

  • увеличение рыночной доли;
  •  выход на новые целевые рынки;
  • создание имиджа гибкой инновативной компании;
  •  продление или, наоборот, сокращение ЖЦ товаров основного ассортимента;
  •  диверсификация деятельности.

Среди прочих принципов современного инновационного менеджмента можно назвать:

  • обязательное целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для достижения корреляции между глобальными стратегиями компании и специфическими целями конкретных инновационных проектов;
  • сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследований и разработок (R&D), инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами;
  • коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования нововведений.

Инновация  -  конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях Туннель инноваций.

                                                        Рис.1  - Инновационная воронка

Определение инноваций, встречающихся в различной литературе

Инновационный потенциал организации состоит в способности восприятия и реагирования на изменяющиеся условия в ее рабочей среде (организационном контексте), на использование новых возможностей. знаний и творческого потенциала сотрудников организации, а также возможностей, откры­вающихся в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.

Организация будет способна с большей эффективностью и результативностью создавать иннова­ции, если управление всеми необходимыми мероприятиями (и другими взаимосвязанными или взаимодействующими элементами) будет осуществляться как управление системой.

Система инновационного менеджмента (далее — IMS-система) ориентирует организацию на разработку инновационной концепции (видения), инновационной стратегии, инновационной политики и постановку целей ее инновационного развития, а также на обеспечение поддержки процессов, необходи­мых для достижения намеченных целей.

Основные этапы работ по разработке и внедрению системы инновационного менеджмента (СИМ)

 Для организации эффективного управления инновациями  перечень этапов должен быть в достаточной степени детализирован, чтобы ни один из них не остался без воздействия системы инновационного менеджмента.

Этап 1. Анализ системы инновационного менеджмента предприятия (цель -  определение объема работ по разработке и внедрению СИМ).

Этап 2. Обучение персонала предприятия

- Семинар для руководителей высшего звена.

- Семинар для руководителей среднего звена (руководителей служб и отделов).

Этап 3. Разработка плана создания СИМ.

Этап 4. Построение СИМ

- Разработка документации СИМ (Видение, Стратегия, Политика, Цели, Концепция СИМ, процесс СИМ).

Этап 5. Внедрение СИМ

- Распределение ответственности и полномочий в организации (Приказ о назначении руководства, руководителя, команды проекта и рабочих групп проекта).  Определение формы мотивации и стимулирования исполнителей. Приказ о внедрении СИМ.

- Проведение внутренних проверок СИМ.

- Проведение корректировки разработанных документов.

- Устранение всех замечаний по проведению внутренних проверок.

- Разработка мероприятий по улучшению СИМ.

Этап 6. Проведение анализа со стороны руководства

- Разработка мероприятий по улучшению СИМ.

 

В заключение хочу пригласить всех заинтересованных руководителей среднего и высшего звена к сотрудничеству. Предложения для такого сотрудничества вы найдете на нашем портале: https://standard.kz/ru/projects/seminary-i-treningi

Людмила Циновкина, асессор  Европейского Фонда менеджмента качества (EFQM)