В Музее Кастеева проходит выставка "Искусство Российской Федерации 1960-х годов"

В Музее Кастеева проходит выставка "Искусство Российской Федерации 1960-х годов"
фото: пресс-служба

Выставка завершает показ коллекции произведений постсоветских республик из собрания Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева. Проект стартовал еще в 2017 году. Зритель имел возможность познакомится с творчеством мастеров Прибалтики, Средней Азии, Закавказья, Украины, Молдовы, Беларуси, искусством РФ 1930-1950-х годов.

1960-е годы – уникальное явление советского искусства, которое сформировалось на волне хрущевской «оттепели», преемственности традиций русского искусства 1920-1930-х годов и мощной фольклорной интонации.

К искусству этого времени применим термин «суровый стиль», который стал особым русским художественным направлением и проявил себя во всех видах изобразительного искусства – живописи, скульптуре, графике. Художников объединило стремление рассказать о действительности без ложного пафоса, парадности, описательности, надуманной торжественности, свойственных искусству 1950-х годов.

Этим задачам соответствовали и основные художественные приемы – монументальность, сдержанность цветовой палитры, тяготение к большим форматам холста.

Композиции отличаются лаконичностью, в них отсутствует все случайное, мимолетное. В картинах шестидесятников представлены и новые герои. Ими становятся представители «суровых» профессий – полярники, геологи, строители, моряки. Их образы, одновременно и правдивые, и возвышенно-романтизированные, запечатлены на полотнах наиболее ярких и известных художников – «Строители» Н. Андронова, «Суровые будни» П. Никонова, «В степях Кокчетава» В. Попкова, «Труженики полярного Урала» И. Смолина.

Практически все художники, чьи произведения представлены на выставке, выпускники ведущих художественных вузов страны – Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова и Ленинградского института живописи, скульптуры и графики им. И.Е. Репина. Они проявили себя, за небольшим исключением, во всех жанрах изобразительного искусства.

Особое внимание художники уделяли пейзажу, развитие которого проходило по нескольким направлениям.

В 1960-е годы начинается массовое паломничество художников на Север, неброская красота которого отвечала в полной мере эстетике времени – «Заполярье» П. Смолина, «Карпогоры» В. Стожарова, «Рыбацкая слобода» В. Иванова, «Абрам мыс. У причала» В. Васина.

Другие художники нашли в живописи тему, определившую весь их дальнейший творческий путь, обратившись к  образу русской деревни и малых провинциальных городов, к простой и хорошо знакомой им самим жизни деревенских людей, внешне неброской, но милой сердцу природе – «Первый венец» В. Сидорова, «Осень» А. Бубнова, серия пейзажей Байкала В. Саксона.

Поддерживает тематику выставки и скульптура. В эти годы вновь возрождается интерес к дереву. М. Вознесенская – один из крупнейших представителей скульпторов, работавших в этом материале. Ее композиция «Рязанская девушка. Что ж ты, милый, не идешь?» демонстрирует ее интерес к истокам народного творчества, к традициям русской деревянной скульптуры.

Выставка позволит расширить представление о коллекции музея, познакомить с новыми произведениями известных художников, даст возможность почувствовать уникальность их творчества.   

Экспозиция будет открыта до конца апреля.