С карательных на доверительные – так должен изменить отношения государства и бизнеса законопроект о регулировании «с чистого листа». Проект, подготовленный министерством национальной экономики и НПП «Атамекен», станет, пожалуй, главным документом, с которого начнут работу депутаты во время новой сессии парламента.
Требуют и наказывают
Законопроект с длинным названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности» начали разрабатывать после поручения президента Касым-Жомарта Токаева, которое он озвучил в послании 1 сентября 2020 года.
«Госрегулирование может быть оправдано только защитой здоровья граждан и экологии», – сказал глава государства.
Общее место в любых обзорах регуляторной среды казахстанского бизнеса в последние годы – норм и требований слишком много. Сейчас никто в РК не знает даже точное количество требований, которые предъявляются к предпринимателям. Первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков говорит о 12 тыс., бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов – о более чем 13 тыс. требований.
По словам Рустама Журсунова, казахстанские госорганы каждый год вводят все новые и новые требования к бизнесу при отсутствии «родовых» критериев по поводу того, когда госрегулирование необходимо, а когда – нет.
При этом нередко, по словам бизнес-омбудсмена, требования могут быть «морально устаревшими, абсурдными или дублирующимися».
Чем больше требований, тем больше наказаний: с 2015 по 2020 год зафиксирован двукратный рост привлечения предпринимателей к административной ответственности и четырехкратный – по числу жалоб на действия госорганов и должностных лиц.
По контрольным точкам
Цель нового законопроекта – принципиально изменить характер взаимоотношений государства и бизнеса, предложив эффективный механизм перманентного сокращения требований.
Первая важная новация – вводится так называемая «регуляторная гильотина». Этот механизм поможет сделать полный обзор и исключить ненужные требования к бизнесу. По словам Жаксылыкова, после принятия закона начнется работа по пересмотру этих требований, чтобы их радикально сократить. Этим будут заниматься чиновники и бизнесмены ориентировочно в следующие два года.
Впервые будут нормативно прописаны восемь принципов, которым должны соответствовать все регуляторные требования: обоснованность, открытость и предсказуемость, рациональность, стабильность, соразмерность, определенность, исполнимость и равенство субъектов предпринимательской деятельности.
«Принцип рациональности говорит, что не нужно вводить требование к бизнесу, которое, условно говоря, поможет предотвратить нарушение на 1 млн тенге, но его исполнение потребует от бизнеса потратить 10 млн тенге», – добавляет и. о. заместителя председателя правления Нацпалаты предпринимателей Ербол Устемиров.
Кардинально изменится подход к контролю над бизнесом. Замглавы НПП объясняет, как это будет работать, на примере кондитерского цеха. Сейчас, по его словам, там все отрегулировано – от входа товара в цех до того, какими тряпками нужно протирать поверхности. Новое же регулирование подразумевает, что будут внедрены «контрольные точки».
«Например, условно, на замешивании теста и на готовом продукте. Если раньше было 10 контрольных точек, то теперь их будет меньше», – говорит Устемиров.
Еще одно важное изменение – внедрение принципа «1 in 2 out». Это значит, что при внедрении одного нового требования к бизнесу будут отменены два действующих, причем в той же сфере правового регулирования.
«Мы надеемся, что число требований будет с каждым годом сокращаться. Подобные инструменты уже прошли апробацию в других странах. Поэтому мы надеемся применить их в нашей практике», – объясняет Тимур Жаксылыков.
Другое новшество – создание единого реестра обязательных требований в сфере предпринимательства, который, как планируется, будут вести Миннацэкономики и Минюст. Реестр будет содержать в себе все действующие требования к бизнесу.
Также появится открытая проверка предлагаемых чиновниками новых требований к бизнесу. Теперь нововведения возможны только после одобрения на заседании Межведомственной комиссии (МВК) по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.
«Сначала новое требование будет рассматриваться в экспертной группе при МНЭ с участием представителей НПП, МНЭ и других госорганов. Если оно принимается экспертной группой, то без МВК. Если решение достигнуто не будет, то будем выходить на межведомственную комиссию», – объясняет механизм Ербол Устемиров.
Также законопроект усилит роль бизнес-омбудсмена. Например, одна из поправок даст ему право вносить предложения по отмене или пересмотру регуляторного инструмента или требования, еще одна – позволит внедрить институт регуляторной апелляции.
Министерство после рассмотрения предложений бизнес-омбудсмена будет выносить на обсуждение экспертной группы или МВК вопрос отмены регуляторного инструмента либо его пересмотра через анализ регуляторного воздействия. Это поможет эффективнее бороться с системными проблемами бизнеса, произволом чиновников и несовершенством законодательства, считает Рустам Журсунов.
Сам законопроект по регулированию «с чистого листа» сейчас находится в мажилисе. Сразу после поручения президента страны в сентябре 2020 года Миннацэкономики вместе с НПП приступили к разработке документа, и к июню этого года он был внесен в нижнюю палату парламента. В НПП рассчитывают на принятие закона до конца текущего года.
Источник: Kursiv.kz.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через