фото: пресс-служба
3 марта 2023 г. в Государственном музее искусств РК им. Абылхана Кастеева зрителям будет представлена выставка «Узоры весны», посвященная празднику Наурыз
Наурыз - один из самых древних праздников в мире. Символизируя пробуждение новой жизни, он одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Наурыз гармонично вошел в современность, став значимым событием, выражающим преемственность традиций прошлого и настоящего.
На выставке «Узоры весны» будут представлены произведения мэтров живописи и декоративно-прикладного искусства Казахстана из коллекции музея. Среди них такие известные имена, как Айша Галимбаева, Гульфайрус Исмаилова, Токболат Тогысбаев, Али Джусупов, Курасбек Тыныбеков, Амангуль Иханова и др. Их произведения выполнены в национальной стилистике, узнаваемой авторской манере.
В экспозиции выставлены полюбившиеся многим зрителям натюрморты Айши Галимбаевой «Дастархан», «Аяккап», ее тематическое произведение «Радостный день». Теплотой и душевностью веет от полотен Гульфайрус Исмаиловой – «Народная мастерица», «Кумыс. Натюрморт», «Головные уборы». Произведение Али Джусупова «Кюйчи», представителя старшего поколения художников, тонко чувствующего жизнь и красоту природы. В своих портретах А. Джусупов стремился показать сложные многогранные характеры творчески одаренных и духовно богатых людей.
Интересны жанровые произведения Зейнеп Тусиповой «Жарят баурсаки», «Женщины аула» из серии «Семейный очаг», так замечательно иллюстрирующие женские предпраздничные хлопоты. Как продолжение национальной тематики звучит произведение Бахыта Бапишева «Символ плодородия».
В экспозиции представлены работы и ныне творящих художников. Например, Алексея Уткина, с их живой, трепетной фактурой – «В национальном колорите», «Жених и невеста». Декоративны и своеобразны образы в картинах Нелли Бубе. Интересно по своему художественному решению произведение Ботагоз Аканаевой «Праздник-2», выполненное в технике аппликации.
Представлены и произведения именитых мастеров декоративно-прикладного искусства – Курасбека Тыныбекова, Амангуль Ихановой, гобелены, созданные артелью «Ковровщица». Именно с нее началась история казахстанского гобелена. В конце 1930-х годов открылась мастерская по изготовлению гобеленов. В разработке эскизов принимали участие многие известные казахстанские художники – А. Кастеев, Н. Цивчинский, А. Исмаилов, Г. Исмаилова. Работу исполняли мастерицы, хорошо владевшие казахским ручным ткачеством.
Следующий этап развития и расцвета национальной школы гобелена приходится на 70-е годы XX века. Ее основатель – К. Тыныбеков – талантливый художник, с самобытным и неповторимым авторским стилем, основанным на гармоничном слиянии национальной традиции с новаторскими идеями. В своих произведениях художники обращаются к истории древней кочевой культуры, отображают своеобразие и красоту казахстанской природы, повествуют о трудовых буднях и жизни своих современников. Подобно живописной картине, решают сложные пространственные и колористические задачи, создают многофигурные, тематические, а позднее и абстрактно-символические композиции.
У истоков современного ювелирного искусства Казахстана вначале 1970-х гг. стояли такие мастера, как И. Брякин, Г. Жалмуханов, Л. Игошин, Л. Шкляев и др. Они наполняли свои работы новым эстетическим содержанием, стремясь достичь совершенства в технике исполнения.
Эстафету старшего поколения подхватила целая плеяда молодых художников по металлу. Художники интерпретируют тему древней космологии, сакральных знаков, тюркских рун, родовых казахских эмблем – тамги, что подтверждает неразрывную связь их творчества с богатым культурным наследием казахского народа.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через