Учитывать ли мнение выпускников при оценке работы педагога?

Учитывать ли мнение выпускников при оценке работы педагога?

https://pulse.mail.ru/article/uchityvat-li-mnenie-vypusknikov-pri-ocenke-raboty-pedagoga-8075383985996238180-1310590199295366574/?utm_content=source_only_fulltext

Учитывать ли мнение выпускников при оценке работы педагога?

Работу учителя оценивает каждый. И администрация школы, и родители, и коллеги, и профессиональное сообщество в то время, когда педагог представляет свой опыт. И вот предлагается к числу оценивающих добавить еще выпускников школ. Обсудим в статье, нужно ли привлекать выпускников к оценке вклада учителя? Можно ли проводить оценку в динамике?

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Чья идея?

А одном из дискуссионных клубов Академии Минпросвещения прозвучало предложение И. Калины разработать модель оценки педагогической деятельности учителя с учетом мнения выпускников. МЫ писали об этом в статье «Минпросвещения разбирается, кто оценивает учителя. Перспективы в этом вопросе».

Работа началась

Академии Минпросвещения совместно с рабочей группой активно работает над этим важным вопросом. Почему важным? Какие мы видим плюсы на первый взгляд?

  1. Очень хочется надеяться, что оценка спустя годы будет позитивной. А учителю узнать о том, что выпускники вспоминают его с теплотой, только прибавит вдохновения.
  2. Работа с выпускниками и после выпуска из школы, сохранение связей с ними, поскольку выпускники – важный ресурс каждой школы.
  3. Если мы прислушиваемся к мнению выпускников, то в этом случае это может являться неким «якорем», чтобы снизить мобильную подвижность учителей, инструмент, чтобы удержать учителя в школе.

Какие еще эффекты вы можете предположить?

Источник: kubnews.ru
Источник: kubnews.ru

Динамика мнений

А если рассматривать изменение отношения к профессиональной деятельности учителя в динамике? Возможно ли, чтобы один и тот же выпускник проходил анкетирование несколько раз?

Например, когда он только поступил в вуз или СПО, далее, пока он является студентом старших курсов, далее на рубеже выпуска из вуза и завершающее анкетирование он бы проходил при устройстве на работу. Что может дать динамика мнения? Главный плюс в том, что мнение выпускника «очищается» от эмоциональной окраски, так как эмоции очень часто не позволяют объективно оценить ситуацию.

А после того, как пройдет год-три, можно будет выделить лишь «сухой остаток». Еще один плюс в том, что учитель, предмет которого был важен для поступления в вуз, в любом случае будет вызывать больше эмоций, чем тот учитель, с которым школьник проводил сравнительно меньше времени, например, потому что его предмет лишь час в неделю (например, учитель МХК), либо если предмет не являлся основным для будущей профессии.

А что спрашиваем?

Вот это самое главное. От того, какие вопросы будут в анкете, зависит практически все. Ясно одно: вопросов не должно быть много. Также очень аккуратно нужно отнестись к вопросам с эмоциональной составляющей. И естественно, анкетирование должно быть осознанным и добровольным.

Но вопросов остается много

Если учитель длительное время работает в школе, то администрация и коллеги и так понимают вклад учителя в развитие и воспитание его учеников. Администрация в любом случае ценит и поощряет таких учителей. Что ждет учителей, которые получат во время анкетирования негативные оценки от выпускников? Обязательно нужно предусмотреть, чтобы в этом случае педагоги не подвергались никакому наказанию или порицанию.

Как вы думаете, какие вопросы было бы логично задать выпускникам? Какой вам видится анкета для оценки вклада учителя в становление личности выпускника?