Рейтинг лучших университетов

Рейтинг лучших университетов

https://www.unipage.net/ru/universities_ranking

Позиция университета в различных ранкингах нередко становится определяющим фактором при выборе места обучения. При этом абитуриенты тратят массу времени, разбираясь в десятках рейтингов, стараясь понять, что всё-таки лучше - MIT, Калтех или Гарвард, и на что именно следует полагаться - рейтинг в The Economist или статью в The Guardian. Мы ответим на этот вопрос так: ни на то, ни на другое. Также не нужно слепо доверять информации, вычитанной в первой попавшейся статье 'Топ-10 университетов во всем мире', потому что в большинстве случаев это просто список вузов, которые больше всего на слуху.

Существует несколько авторитетных рейтингов, каждый из которых может располагать университеты в совершенно разном порядке. Конечно, общий состав Top-50 как правило совпадает на 60-70%, но для абитуриента этот список значит не так много, как принято думать. Для бакалавра философии тот факт, что в его университете некогда учились аж 15 Нобелевских лауреатов по физике, объективно не значит ничего. И магистра биохимии может на деле не касаться тот факт, что его университет входит в сотню лучших в мире, если сама программа биохимии слабая. Поэтому нужно разобраться, что все эти рейтинги вообще означают, а не полагаться на стереотип, что цель любого блестящего студента - поступить в Оксфорд или Кембридж.

 Всемирные рейтинги университетов

Наиболее известные академические рейтинги - это Times Higher Education (THE) и QS Rankings. Они составляются независимыми организациями и являются наиболее авторитетными. Остальные рейтинги, как правило, либо копируют, либо основываются именно на этой информации, частично или полностью.

Тем, кто планирует учиться на программах бакалавра и магистра типа Taught (без исследований) если и следует ориентироваться на рейтинги, то лучше на THE и QS, или основанные на них.

 Методика составления рейтингов

 Можно по-разному относиться к рейтингам университетов, программ или чего-то еще. Но факт остается фактом: авторитетные рейтинги составляются специально обученными людьми, которые при работе стремятся к максимальной объективности. Из-за разных критериев оценок и других факторов результаты в каждом рейтинге свои. Дело в том, что и сами университеты сильны, каждый по-своему. Поэтому если взять для сравнения, к примеру, Венский университет, Оксфордский университет и небольшой частный университет где-то на ледяных просторах Норвегии, и ранжировать их в трех категориях: значимость научных исследований, общее количество студентов и уровень удовлетворенности преподавательского состава - то во всех трех случаях возглавлять рейтинг будут разные университеты. И это логично - конечно, исследовательский потенциал оксфордских ученых куда больше, чем двух других университетов вместе взятых, в то время как Венский университет дает образование 100 тысячам студентам, ну среднестатистически 20 преподавателей норвежского колледжа могут быть довольны жизнью куда больше, чем пара тысяч преподавателей в Оксфорде. Именно поэтому рейтинги зачастую называют необъективными, на деле просто не понимая, по каким критериям они были составлены. Разберем же, по каким.

Наука и исследования

Пожалуй, самый важный при составлении рейтингов и самый обманчивый при выборе университета фактор. Научный потенциал университета оценивается по нескольким критериям: публикации в значимых журналах (Science, Nature), цитируемость научных работ другими учеными, количество связанных с университетом лауреатов Нобелевской, Филдовской и других премий. В большинстве рейтингов именно эти факторы составляют от 40 до 100% суммарного балла. Самое большое значение это имеет при составлении Шанхайского рейтинга ARWU и Тайваньского HEEACT - 100%, в более распространенных QS Rankings и Times Higher Education (THE) академическая репутация составляет около 50% от суммарного балла. Так же существует отдельный рейтинг вебометрики, который ранжирует университеты по степени частоты упоминаний и количества материала в Интернете. По этой причине на верхушках всех рейтингов обычно ютятся Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский, Стэндфордский, Массачусетсткий технологический и другие известные университеты. За свою историю они выпустили толпы Нобелевских лауреатов и пачки революционных статей, провели миллионы важных исследований, что в свою очередь, привлекло других блестящих ученых и так далее. Но при выборе программы бакалавра не следует в первую же очередь создавать шаблон заявки на сайте Калтеха, а затем бесконечно сокрушаться после того, как придет отказ. На первый в списке фактор следует обратить внимание только тем, кто не без причины уверен в своих силах и собирается проводить постдокторские исследования или учиться на программах MRes и PhD.

Student/Teacher Ratio

Или, говоря по-русски, отношение количества студентов к количеству преподавателей. Этот фактор составляет 20% от общей оценки в QS Rankings и 5% в THE. Опять же неудивительно, почему верхние строки занимают университеты США и Великобритании: там университетская система насколько развита, что на одного преподавателя приходится около 10 студентов, в то время как на одного профессора европейского университета приходится 300. К слову, этот фактор можно назвать довольно важным при выборе места обучения, потому что в большинстве случаев студент лучше усвоит информацию в небольшой комнате на семинаре, нежели в огромном зале на лекции, и это можно увидеть, сравнив уровень успеваемости студентов Великобритании и Европы.

Международная ориентированность

Количество иностранных студентов так же зачастую влияет на положение университета в рейтинге и составляет 15% от оценки в ранкинге QS и 7,5% в THE. Этот показатель непосредственно влияет на шансы иностранного студента поступить, принять участие в научных проектах и познакомиться с культурой других стран.

Привлекательность университета в качестве работодателя (QS - 10%, THE - 2.25%)

Доход от внедренных инноваций, разработанных университетом (THE - 2.5%)

Количество сотрудников университета со степенью PhD (QS - 5%, THE - 6%)

Последние 3 фактора больше относятся к персоналу, чем к студентам, но некоторое влияние на учебный процесс, конечно, оказывают.

 Стоит ли полагаться на рейтинги?

Все зависит от того, насколько серьезно Вы подходите к делу. Все рейтинги - это статистика и результаты опросов, а статистический показатель ничего не значит для конкретного человека. Лига Плюща ежегодно выпускает несколько тысяч студентов, но не становятся же они все великими изобретателями или Нобелевскими лауреатами. Конечно же есть объективные причины, почему топовые университеты занимают вершины рейтингов и сияют голубой мечтой для сотен тысяч студентов. Но в реальности нужно ориентироваться не на рейтинги, а на свои возможности и цели.