Проблемы обеспечения качества образования в условиях пандемии
Ким Виктор Владимирович – кандидат технических наук, эксперт-аудитор по системам менеджмента качества
Сегодня, в условиях ограничений, связанных с пандемией, остро встал вопрос обеспечения качества образования.
Согласно ISO 9001, «качество - степень, с которой совокупность присущих характеристик объекта, соответствует требованиям». Под объектом здесь следует понимать непосредственно образовательную услугу, под требованиями – установленные требования потребителей, а также сторон, заинтересованных в качестве образовательного процесса.
Таким образом, чтобы обеспечить качество образования, необходимо выполнить определенные требования потребителей и заинтересованных сторон. Среди этих требований – обеспечение соответствия законодательным и нормативным требованиям, требованиям потребителей (учащиеся, студенты), требованиям сотрудников школ, колледжей, ВУЗов и др. Все эти требования традиционно выполнялись через реализацию трех составляющих образовательного процесса: учебная работа, методическое обеспечение, воспитательная работа. Однако текущая ситуация складывается таким образом, что в большинстве случаев предоставление образовательных услуг сегодня проводится не в классах и аудиториях, а с применением дистанционных методов обучения.
О плюсах и минусах такого подхода при предоставлении образовательных услуг написано много статей и работ. В частности, Н. Г. Репкина в своей статье «Дистанционные технологии обучения: значение в современном образовании» [1] отмечает в качестве преимуществ следующее:
- Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Не регламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
- Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства.
- Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
- Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
- Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
А в качестве недостатков:
- Наличие скоростного интернета, чаще всего это трудность для удаленных от центров населенных пунктов нашей страны.
- Невозможность определения личности, которая выполняет учебные задания. Хотя сейчас во многих вузах вводятся меры защиты по определению выполнения заданий третьими лицами.
- Применение самодисциплины и самоконтроля обучения.
- Наличие ошибок при разработке курсов и большая их трудоемкость.
Е.А. Коняева , А.А. Чигинцева в статье «Актуальные проблемы дистанционного обучения» [2] определяют в качестве проблем профессиональную подготовку преподавателей и учителей, готовность учащихся к системе дистанционного обучения (индивидуальные особенности, условия обучения, умение использовать компьютерные технологии и интернет-ресурсы), ограниченные возможности внедрения информационных технологий в образовательные учреждения (финансирование, методическое обеспечение), отсутствие единого образовательного стандарта в дистанционной педагогике и др.
Вместе с тем, В.Л. Каповский в своей статье «Дистанционное образование: Мировой опыт» [3] отмечает, что проведенные в США, Японии и европейских странах многочисленные исследования подтверждают, что при надлежащей организации дистанционного обучения уровень знаний и квалификация полностью соответствуют стандартам высшей школы.
Таким образом, мы видим, что с одной стороны, есть проблемы, связанные с отходом от традиционных методов обучения, а с другой стороны - существующий положительный опыт применения дистанционного метода обучения, который нужно принять на вооружение в условиях ограничений, связанных с COVID.
В качестве проблемы как традиционного аудиторного, так и дистанционного обучения остаются слишком «общие» стандарты среднего и высшего профессионального образования. В результате выпускники средней и высшей школы получают общие знания, при этом слабо ориентированы на реальные условия будущей трудовой деятельности. В связи с этим молодой специалист, придя на работу для начала своей трудовой биографии, плохо представляет свои задачи, слабо владеет необходимыми практическим навыками. По этой причине работодатель вынужден тратить соответствующие ресурсы для подготовки (иногда переподготовки) молодого специалиста к его практической работе.
Эту задачу успешно решают национальные системы образования и учебные заведения многих экономически развитых стран мира, где учащиеся колледжей и университетов большую часть своей профессиональной подготовки получают на рабочем месте в период стажировок в компаниях, где им предстоит работать после получения диплома об образовании.
А как вы думаете, уважаемые посетители портала?
Ваши комментарии, замечания и предложения по этому вопросу будут полезными для обсуждения данной проблемы в будущем. Редакционный совет планирует регулярно анализировать информацию, полученную от посетителей портала, готовить аналитические обзоры и при необходимости выносить на общее обсуждение специалистов и общественности. Далее мы можем готовить официальные обращения к компетентным государственным организациям для информирования об итогах общественного обсуждения актуальных проблем образования в Республике Казахстан.
Список использованной литературы:
- Репкина Н.Г. Дистанционные технологии обучения: значение в современном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://multiurok.ru/files/distantsionnye-tekhnologii-obucheniia-znachenie-v.html
- Коняева Е.А., Чигинцева А.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-distantsionnogo-obucheniya
- Каповский В.Л. Дистанционное образование: Мировой опыт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-mirovoy-opyt
Все материалы можно просмотреть на портале: http://standard.kz/ru
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через