Пандемия коронавируса повысила запросы казахстанцев на внутренний туризм и одновременно обнажила проблему сервисных услуг. Среди них — чистота и комфортабельность придорожных уборных стоит на первом месте. Причем эта проблема из сугубо технической превращается в проблему нашего цивилизационного выбора.
В начале декабря 2019 года было заявлено, что на автотрассах уже к 2022 году появятся 304 платных туалета мирового уровня стоимостью 23 миллиона тенге за каждый. На их обслуживание планировалось потратить от 700 тысяч до 1,5 миллиона тенге в месяц. До намеченного срока осталось чуть более полугода, но результаты не очевидны.
Идеал на бумаге
По уверениям Комитета автомобильных дорог, уже скоро в Казахстане придорожный сервис повсеместно будет на уровне требований Национального стандарта. Такие слова внушали бы оптимизм, если бы не опасения, что весь грандиозный проект не закончится полумерами и не обрастет коррупционными схемами.
За прошедшее время на республиканских автодорогах установили десятки «современных благоустроенных туалетов, оснащенных вакуумной системой смыва и удобствами для маломобильных граждан», по крайней мере, так было заявлено в отчетах. Согласно государственной программе развития туристической отрасли, в Казахстане по немецкой технологии строятся тысяча уличных и придорожных туалетов в туристических зонах.
Все эти нововведения радуют, главное, чтобы все это, как водится, не превратилось в сооружение «потемкинских деревень», когда снаружи будет красиво, а внутри как обычно плохо. Помнится, еще в 2015 году были разговоры о том, что вдоль наших больших автодорог появятся платные туалеты мирового класса.
Но то, что появилось, никак не соответствует этому уровню. В свое время внедрили систему платных туалетов на автодороге Астана-Боровое, автомобильном коридоре «Западная Европа — Западный Китай». Но
уровень многих из этих туалетов, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Инструкция по революции
По законодательству, строительством и обустройством объектов придорожного сервиса на наших дорогах должны заниматься местные и центральные власти. В каждой области есть так называемые Правила благоустройства территорий городов и населенных пунктов, принятые решениями областных маслихатов.
Так вот, в этих Правилах обычно есть пункт, по которому общественные туалеты необходимо устраивать во всех общественных местах, на транспортных магистралях. Наверное, большинство согласится, что редко видят общественные туалеты вообще, не говоря уже об их качестве.
В июне 2019 года прошла информация, что «в сфере строительства дорог зарегистрировано около 100 фактов коррупции с ущербом на сумму 2,7 миллиарда тенге».
Возможно, среди этих украденных денег были средства, заложенные на постройку качественных туалетов.
Не только коррупция является одной из главных причин слабого развития в нашей стране придорожного сервиса. Другой причиной является отсутствие мотивации собственников сервисных объектов на содержание современных чистых туалетов. Характерно, что в 30-х годах прошлого века абсолютно та же проблема стояла в США, но она решилась всего за несколько лет, причем не за счет средств госбюджета, а за счет позитивной мотивации хозяев заправок и туристических бизнесов.
В книге «На бензоколонке только девушки» знаменитой писательницы Фэнни Флэгг американская «туалетная революция» тех лет описывалась следующим образом:
«Все больше женщин и девушек садилось за руль – топливные компании наконец это поняли и принялись соперничать друг с другом за привлечение женской клиентуры. Знаменитая медсестра и известный на всю страну лектор Матилда Пэссмор сказала:
«Нет лучшего способа заманить их на заправки, чем предоставить чистую уборную».
«Тексако» организовала Белый патруль и содержала для него целый парк «шевроле» – на этих машинах разъезжали специально обученные инспекторы по чистоте и высматривали в каждом углу грязь. Владельцы автозаправок «Тексако» надеялись успешно пройти проверку и выиграть звание «Белый крест чистоты», что позволяло им добавить к вывеске надпись «Лицензированные уборные».
Вскоре еще одна компания принялась отправлять с проверкой группу под названием «Патруль сверкания». «Филлипс Петролеум» тоже решила не дать себя обскакать и объявила свою кампанию за чистоту, наняв команду привлекательных молодых медсестер – «Хозяек трасс» (Highway Hostesses), облаченных в светло-голубые форменные платья, белые туфли и чулки, а также щегольские кепки полувоенного фасона».
Все эти патрули приезжали с неожиданными проверками, что заставляло владельцев придорожных сервисов держать свои туалеты в идеальной чистоте постоянно.
Стандарты анонимной культуры
В итоге у американцев сформировался высокий запрос на уважение прав человека, на достойный уровень жизни даже в таких вопросах. Причем стоит отметить, что в США
при придорожных туалетах зачастую нет постоянной обслуги, ни охраны, но там сохраняется практически идеальный порядок.
Такой феномен называется «анонимной культурой».
Другими словами, это когда человек не сорит и не пакостит, даже зная, что за ним никто не наблюдает. В силу известного исторического опыта мы привыкли к скудным условиям повседневной жизни и соответствующим взаимоотношениям людей. Нам пора, наконец, научиться ценить человека и его права, как высшие ценности в жизни, обществе.
Вслед за этим и будет развиваться достойный придорожный сервис, культура уважения к чужому труду, окружающей среде и к самим себе, когда мы начнем за собой тщательно убирать в ходе путешествий, посещений тех же туалетов.
Придорожные туалеты в развитых странах должны соответствовать следующим для них обычным критериям: хорошее освещение на площадке, стоянке; туалетная бумага, мыло и бумажные полотенца; специальная кабинка для инвалидов; безопасная дорожка от парковки для пешеходов и т.д.
Туризма без туалетов не бывает
Сложно даже сказать, какие придорожные туалеты у нас соответствуют этим критериям. Не случайно Министерство культуры и спорта в 2018 году было вынуждено констатировать, что по всему Казахстану «только два объекта с туалетами…, соответствующие мировым стандартам». То есть ни один придорожный туалет в этом список не вошел, что о многом говорит.
В то же время есть грандиозные планы сделать Казахстан одним из региональных центров туризма. Между тем, согласно нормам Всемирного туристического совета, один туалет должен приходиться на 50 километров автодороги. И в нем должен быть весь необходимый инвентарь, включая краны с горячей водой.
Для туриста ведь самое главное – это создание комфортных условий повседневного передвижения, пребывания в стране. И в этом комплекте, конечно, ключевыми являются те объекты, которые обеспечивают первоочередные нужды человека – отдых, еду, умывание и туалеты.
К тому же сфера туризма обладает мультипликативным экономическим эффектом, способствуя дальнейшему улучшению придорожного сервиса. Давно доказано опытом, что рост туристических потоков приводит к развитию объектов общественного питания, торговли, логистики, транспорта, развлечений и др. К примеру, в тех же США благодаря туризму в экономику ежегодно поступает почти триллион долларов. Причем подавляющее большинство туристов предпочитают «пешеходные маршруты по музеям уникального творчества дикой природы или автомобильные путешествия по аграрной американской глубинке, с посещением мест, неразрывно связанных с не очень давней, но насыщенной историей страны». Во многом поэтому в этой стране вдоль автодорог вы всегда встретите благоустроенные туалеты, оснащенные всем необходимым для людей, находящихся в пути.
Американская туалетная мечта
Для многих наших людей обычный придорожный американский туалет кажется каким-то роскошным заведением, поскольку в нем холл зачастую выложен мрамором, а внутри есть кофемашины и аппараты с прохладительными напитками, стенды с бесплатными путеводителями, газетами, журналами, автодорожными атласами, красочными буклетами.
Вокруг здания обычно находится сквер с зелеными газонами, беседками и площадками для выгуливания собак. В некоторых туалетах (restrooms) в США есть бесплатные места для отдыха, где установлены мангалы для жарки мяса. При соблюдении условия – убирать за собой, поддерживать порядок. При этом почти в каждой американской глубинке рядом с автотрассой вы найдете стандартный фастфуд, отель или кемпинг, со всеми надлежащими условиями.
Одним словом, вдоль американских автодорог вы встретите полный пакет услуг – от автозаправок, ремонтных мастерских до магазинов, предприятий питания и бытового обслуживания и т. п. И весь этот пакет там не будет признан «нормальным» без наличия комфортного туалета.
Приблизительно на таком же уровне находится придорожный сервис в странах Западной Европы, в Японии, Австралии и т.д. Вот такие объекты придорожного сервиса более нужны путнику, туристу, нежели какие-то роскошные отели, клубы. В последние годы в соседнем Китае наблюдается целый бум развития придорожного сервиса, особенно туалетов. Сегодня там, в том числе вдоль автодорог, вы можете встретить просто роскошные уборные со всеми услугами. Поэтому
вполне закономерно, что Китай по численности туристов, посещающих страну, занимает третье место в мире.
Решение туалетной проблемы
В Казахстане тоже есть множество объектов для пешеходного и автомобильного туризма. В этой связи отрадно, что власти приняли решение субсидировать бизнес в содержании придорожных туалетов, потому что в наших экономических и культурных условиях эта мера представляется весьма востребованной.
В США, например, придорожный сервис во многом развивается благодаря платности многих участков их автотрасс, которые сдаются в аренду со всеми объектами частному бизнесу. У нас тоже уже сейчас на таких автобанах, как Нур-Султан – Темиртау, Нур-Султан – Щучинск, Алматы – Хоргос и Алматы – Капшагай объекты придорожного сервиса содержатся за счет платы от проезда.
Многие казахстанские эксперты, должностные лица полагают, что именно посредством внедрения платности на 11 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения можно будет полноценно обеспечивать их обслуживание, строить там туалеты, кафе, мотели и пр.
За счет этой меры в определенной степени будет развиваться и анонимная культура, поскольку в таком случае наши граждане начнут лучше понимать ценность придорожного сервиса, а сами держатели таких сервисов получат дополнительную мотивацию обеспечивать чистоту и комфортность своих туалетов. Кроме того, очевидно, что решение туалетной проблемы явно невозможно лишь за счет государственного бюджета, так как
это может в итоге вылиться в очередную кампанейщину по «распиливанию» выделенных средств, с очень низкой конечной эффективностью.
Введение же «Патрулей чистоты» по американскому образцу в наших реалиях утопично без жестких требований со стороны государства к владельцам сетей АЗС по обеспечению надлежащего порядка. Поэтому оптимальное решение видится в применении политики «кнута и пряника», т.е. сочетании позитивной мотивации в виде сертификатов гигиены для каждой заправки и штрафов за грязные либо запертые уборные комнаты.
Конечно же, построив только одни туалеты, проблему доступности хорошего придорожного сервиса не решить. Однако, как в сказке про щи из топора, за счет кампании по строительству туалетов можно в некоторой степени изменить сознание людей в том плане, что весь полноценный пакет придорожного сервиса – это не роскошь, а необходимый минимум достойного уровня жизни.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через