https://mel.fm/slovar-mela/6049281-university_rankings
Образовательные рейтинги университетов - что это, что они измеряют и кто их проводит
История университетских рейтингов началась в США, когда в 1893 году журнал US News and World Report опубликовал список Best Colleges Rankings («Лучшие колледжи Америки»). А первый международный рейтинг ARWU — Academic Ranking of World Universities (Академический рейтинг университетов) появился в 2003 году. На сегодняшний день существует более 10 общепризнанных глобальных рейтингов.
Существует с 2004 года, публикуется ежегодно. В нем сравниваются более 2500 университетов, из которых выбирают 1000 лучших. Это самый популярный вузовский рейтинг в мире.
Показатели: активность вузов и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей о выпускниках и их карьерный потенциал, преподавание и интернационализация, мобильность студентов и преподавательского состава.
Методология:
- 40% — академическая репутация;
- 20% —цитирование научных работ преподавательского состава вуза;
- 20% — соотношение профессорско-преподавательского состава вуза и численности обучающихся.
- 10% —репутация среди работодателей;
- 5% — доля иностранных преподавателей вуза по отношению к общей численности преподавательского состава;
- 5% — доля иностранных студентов по отношению к общей численности обучающихся в вузе.
Исследование проводит британская консалтинговая компания Quacquarelli Symonds (QS), основанная в 1990 году.
2. Рейтинг THE WUR (Times Higher Education World University Rankings)
Рейтинг лучших университетов по версии британского издания Times Higher Education. Существует с 2010 года, публикуется ежегодно. Из оцениваемых 1400 высших учебных заведений из 92 стран формируется топ-200. THE WUR считается самым большим и разнообразным рейтингом университетов на сегодняшний день.
Показатели: рейтинг учитывает 13 критериев, разделенных на пять блоков: учебная среда, исследования, цитируемость научных работ, международное сотрудничество и доход от индустрии.
Методология:
- 32,5% — цитируемость научных публикаций;
- 19,5% — научная репутация университета в определённых областях, определяемая согласно опросу научного сообщества;
- 15% — академическая репутация университета;
- 6% — количество защищенных диссертаций к общему числу преподавательского состава;
- 5,5% — объем финансирования исследований сторонними компаниями;
- 5,25% — объём финансирования исследовательской деятельности университета по отношению к численности профессорско-преподавательского состава;
- 4,5% — число опубликованных научных статей к общему числу преподавательского состава;
- 4,5% — соотношение числа преподавателей и обучающихся;
- 3% — доля иностранных преподавателей вуза по отношению к общей численности преподавательского состава;
- 2,25% — число защищенных диссертаций обучающихся, претендующих на звание магистров;
- 2,25% — средний размер вознаграждения преподавательского состава;
- 2% — доля иностранных студентов по отношению к общей численности обучающихся в вузе;
- 0,75% — отношение государственного финансирования исследовательской деятельности к общему исследовательскому бюджету университета.
3. Академический (Шанхайский) рейтинг лучших вузов мира (ARWU)
С 2003 года составляется в шанхайском университете Цзяо Тун. Изначально рейтинг был создан для определения места китайских университетов среди международных лидеров, но впоследствии его стали использовать для оценки результатов деятельности 2000 университетов. По итогам исследований публикуется ARWU-500.
Показатели: для участия в исследовании в университете должны быть выпускники и сотрудники-лауреаты Нобелевской или Филдсовской премий.
Учитывается качество обучения и качество преподавательского состава, также достижения в сфере научных исследований (то есть число опубликованных работ и цитируемость) и показатель деятельности на одного члена преподавательского состава.
Методология:
- 10% (Alumni) — выпускники, ставшие лауреатами Нобелевской или Филдсовской премии;
- 20% (Award) — число преподавателей-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии;
- 20% (HiCi) — число часто цитируемых исследователей во всех сферах науки и техники;
- 20% (N& S) — число статей, опубликованных в журналах Nature и Science;
- 20% (PUB) — количество статей, включенных в индексы Science Citation Index — Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index — базы данных для учета цитируемости работ;
- 10% (PCP) — соотношение пяти вышеизложенных показателей к численности преподавательского состава.
4. Рейтинг лучших университетов мира U.S. News
Американский новостной и аналитический журнал U.S. News & World Report издается в Вашингтоне. В 2014 году был опубликован первый рейтинг высших учебных заведений, но исследованием американских университетов на мировом и национальном уровнях компания занимается более 30 лет. В 2019 году U.S. News Best Global Universities — это 1500 вузов из 81 страны.
Показатели: исследование основывается на 13 критериях, которые включают количество цитирований, активность публикации научных статей, мировую и региональную исследовательскую репутацию. Издание использует инструмент InCites, который позволяет отслеживать эффективность исследований и сравнивать научную производительность с другими организациями, в том числе из других стран. За основу берутся данные базы Web of Science (база с данными публикаций в научных журналах; учитывает цитирование).
Методология:
- 12,5% — глобальная научно-исследовательская репутация;
- 12,5% — региональная научно-исследовательская репутация;
- 12,5% — число публикаций, входящих в 10-процентную группу наиболее цитируемых;
- 10% — число публикаций за пять лет;
- 10% — нормированный уровень цитирования;
- 10% — доля публикаций, входящих в 10-процентную группу наиболее цитируемых в общем числе публикаций университета;
- 7,5% — общее количество цитирований;
- 5% — число статей в международном соавторстве;
- 5% — число часто цитируемых публикаций за 10 лет, вошедших в 1-процентную группу наиболее цитируемых в своей научной области;
- 5% — соотношение числа часто цитируемых публикаций за 10 лет, вошедших в 1-процентную группу наиболее цитируемых в своей научной области, к общему числу публикаций университета;
- 5% — число публикаций с иностранными соавторами в общем числе публикаций университета;
- 2,5% — число книг, изданных за пять лет;
- 2,5% — конференции и публикации по итогам.
5. Webometrics Ranking of World Universities
Это рейтинг сайтов вузов. Исследовательская лаборатория Cybermetrics Lab и исследовательская группа Центра информации и документации Национального исследовательского совета (National Research Council, CSIC) Испании дважды в год публикует рейтинг университетов, оценивая их сайты и положение в глобальном интернет-пространстве по четырем параметрам. Исследование проводится с 2004 года. Среди 27.000 сайтов вузов было выбрано 12 000 лучших.
Методология:
- 50% (видимость) — количество внешних источников, создающих обратные ссылки на сайт университета;
- 35% (превосходство) — наиболее цитируемые статьи в 26 научных областях в соответствии с аналитическими данными исследовательской группы SCImago — индикатор влияния научных журналов.
- 10% (прозрачность) — суммарное число цитирований 100 лучших профилей ученых университетов в Google Scholar citations («Библиографические ссылки Академии Google»);
- 5% (присутствие) — число веб-страниц, размещенных на основном веб-домене университета, индексированных Google. Учитываются все типы файлов.
6. RUR World University Rankings
Рейтинги университетов Round University Ranking (RUR) российская компания «Рейтинговое агентство RUR» составляет с 2010 года. В RUR-2020 сравниваются 829 университетов из 71 страны мира. Данные для анализа предоставляет Clarivate Analytics — независимая американская компания, управляющая базами данных, информационными системами и коллекциями по интеллектуальной собственности. Рейтинговое Агентство RUR также публикует 30 рейтингов по шести предметным областям: гуманитарные науки, науки о жизни, медицинские, естественные, социальные и технические науки.
Показатели: университеты оцениваются по 20 показателям, сгруппированным по четырем ключевым направлениям деятельности университета: преподавание, исследования, международное разнообразие и финансовая устойчивость.
Методология:
Обучение (40%)
- 8% — соотношение числа преподавателей и студентов;
- 8% — соотношение числа преподавателей и выпускников бакалавриата;
- 8% — отношение числа присвоенных степеней PhD к общему числу преподавателей;
- 8% — отношение числа присвоенных степеней PhD к общему числу выпускников бакалавриата;
- 8% — репутация в области преподавания.
Исследования (40%)
- 8% — число цитирований к общему числу научно-педагогических работников;
- 8% —процент защит диссертаций от общего числа принятых на первый курс студентов;
- 8% — нормализованное цитирование;
- 8% — отношение числа публикаций к общему числу научно-педагогических работников;
- 8% — репутация в области исследований.
Интернационализация (10%)
- 2% — доля иностранных преподавателей;
- 2% — доля иностранных студентов;
- 2% — доля публикаций в международном соавторстве в общем числе публикаций;
- 2% — международная репутация;
- 2% — уровень интернационализации (среднее значение предыдущих показателей).
Финансовая устойчивость (10%)
- 2% — объем бюджета вуза к общей численности преподавателей;
- 2% — объем бюджета вуза к общей численности студентов;
- 2% — отношение количества публикаций к исследовательскому бюджету;
- 2% — объем исследовательского бюджета к общему числу научно-педагогических работников;
- 2% — отношение исследовательского бюджета к общему бюджету университета.
7. Университетский рейтинг академической успеваемости (URAP)
Это рейтинг научной производительности университетов (University Ranking by Academic Performance), базирующийся исключительно на их научно-исследовательской деятельности. Ближневосточный технический университет Анкары (the Middle East Technical University in Ankara) формирует его с 2010 года. Учитывается шесть показателей эффективности и публикуется топ-2000 университетов из 2500 участвующих.
Методология:
- 21% — количество статей, проиндексированных в Web of Science;
- 21% — цитирование публикаций;
- 10% — общее число научных документов;
- 18% — общее влияние статей;
- 15% — общее влияние цитирований;
- 15% —доля публикаций, написанных в соавторстве с зарубежными университетами.
8. Московский международный рейтинг «Три миссии университета» (MosIUR «The Three University Missions»)
Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР) совместно с рейтинговым агентством RAEX впервые опубликовала рейтинг в 2017 году. Это первый российский рейтинг, признанный международным сообществом. Учредитель — Российский союз ректоров. В 2019 году рейтинг включал 1200 университетов из 79 стран.
Показатели: это рейтинг, оценивающий три сферы: образование, научные исследования и взаимосвязь университета и местных сообществ. Он отличается объективностью, так как исключает данные репетиционных опросов и учитывает только количественные показатели.
Методология:
Образование (45%)
- 7% — количество побед студентов вуза на международных студенческих олимпиадах;
- 8% — доля иностранных студентов;
- 15% — отношение бюджета вуза к количеству студентов;
- 15% — отношение количества НПР к количеству студентов.
Наука (25%)
- 6% — количество научных премий из списка IREG у НПР и выпускников университета;
- 5% — средняя нормализованная цитируемость, согласно Scopus (глобальный уровень);
- 5% — средняя нормализованная цитируемость, согласно Web of Science (глобальный уровень);
- 1% — средняя нормализованная цитируемость, согласно Scopus (национальный уровень);
- 1% — средняя нормализованная цитируемость, согласно Web of Science (национальный уровень);
- 5% — отношение дохода от исследований к числу НПР;
- 2% — нормализованные просмотры научных публикаций (согласно Scopus).
Университет и общество (30%)
- 5% — количество онлайн-курсов вуза, размещённых на крупнейших глобальных онлайн-платформах;
- 4% — доля вуза в общем объёме публикаций по стране;
- 4% — общее количество страниц веб-сайта университета, индексированных ведущими поисковыми системами;
- 1% — количество просмотров страницы вуза в «Википедии»;
- 4% — количество подписчиков аккаунта университета в социальных сетях;
- 8% — количество выпускников вуза, которым посвящена отдельная страница в «Википедии»;
- 4% — размер интернет-аудитории сайта вуза.
9. Мировой профессиональный рейтинг университетов RankPro
Этот рейтинг ежегодно выпускается Международным советом ученых в рамках программы Global World Communicator (GWC), Education and Science. Он учитывает три основных направления и в 2020 году выделил 700 лучших университетов мира.
Методология:
- 50% — академические ранжирование (численность и состав студентов и научно-педагогических работников вуза);
- 25% — ранжирование по ВС-индексу (доступность информации на англоязычной версии домашней страницы сайта вуза);
- 25% — репутационное ранжирование (учитывает позиции вузов в глобальных и национальных рейтингах и результаты экспертного опроса членов Международного совета ученых из более чем 40 стран).
10. Международный рейтинг университетов CWUR (The Center for World University Rankings)
Center for World Universities Rankings — ведущая консалтинговая организация, предоставляющая политические рекомендации, стратегические идеи и консультационные услуги правительствам и университетам для улучшения образовательных и исследовательских результатов. Ранжирование началось как проект в Джидде (Саудовская Аравия), целью которого было сравнение лучших 100 университетов мира. В 2019 году рейтинг расширился, чтобы перечислить 2000 лучших из 20 000 университетов 99 стран мира, что сделало его крупнейшим академическим рейтингом мировых университетов.
С 2016 года штаб-квартира Центра мирового рейтинга университетов находится в Объединенных Арабских Эмиратах.
Показатели: С 2012 года CWUR публикует академический рейтинг мировых университетов, который оценивает качество образования, занятость выпускников, результаты исследований и цитаты, не полагаясь на опросы и представления университетских данных.
Методология:
- 25% — качество образования (количество выпускников университета, которые выиграли крупные международные награды, призы и медали в зависимости от размера университета);
- 25% — занятость выпускников (количество выпускников университетов, которые занимали должности генеральных директоров в ведущих мировых компаниях относительно размера университета);
- 10% — качество преподавания (количество ученых, которые завоевали крупные международные награды, призы и медали).
Исследования:
- 10% — результаты исследований, измеренные по общему количеству исследовательских работ;
- 10% — публикации, измеряемые количеством научных статей, появляющихся в ведущих журналах;
- 10% — влияние, измеряемое количеством научных статей, опубликованных в влиятельных журналах;
- 10% — цитируемость научных работ.
Другие рейтинги
1. U-Multirank
Многомерный рейтинг, который позволяет оценивать университеты с аналогичными институциональными профилями. Он предлагает не общую таблицу, а возможность сравнения высших учебных заведений по разным показателям. Веб-инструмент U-Multirank позволяет проводить сравнения на уровне университета в целом и на уровне конкретных учебных программ.
Система нового многомерного рейтинга (U-Multirank) была принята в конце января 2013 года в Дублине Европейским союзом. При составлении рейтинга используются статистические данные, предоставленные вузами, данные, находящиеся на ресурсах общего доступа, а также мнения студентов.
Система оценивания: университеты оцениваются по пяти направлениям (образование, научно-исследовательская деятельность, передача знаний (партнерство), интернационализация и вклад в региональное развитие. В результате исследования каждый вуз получает буквенную оценку: А — отлично, B — хорошо, C — удовлетворительно, D — ниже среднего и E — слабо.
В рейтинге 2019 года сравниваются 1711 высших учебных заведений из 96 стран. Деятельность университетов была оценена по 24 предметным областям, были проанализированы 12 500 образовательных программ, реализуемых в рамках 5153 факультетов.
2. Лейденский рейтинг университетов (CWTS Leiden Ranking)
Лейденский рейтинг научно-исследовательской деятельности ведущих университетов мира составляется Центром научно-технологических исследований (Centre for Science and Technology Studies) Лейденского университета (Нидерланды).
Впервые он был опубликован в 2007 году и основан только на болометрических показателях. С 2010 года это многомерный рейтинг, который сравнивает вузы по различным показателям, не объединяя их в единый список. Получается, что рейтинг CWTS — это девять разных ранжированных списков. Первоначально университеты в рейтинге упорядочены по количеству публикаций.
3. International Student Barometer (ISB)
Международный студенческий опрос (ISB), который отслеживает и сравнивает принятие решений, ожидания, восприятие и намерения наших иностранных студентов от поступления до выпуска.
4. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100: онлайн-опрос
Рейтинговое агентство RAEX публикует рейтинг ежегодно с 2012 года к старту приемной кампании. В 2019 году в опросе приняли участие более 50 000 студентов из 158 университетов страны.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через