Монолог о «как бы» — как оценке интеллектуального уровня. А также о технической «новелле» и многом другом
…Совсем недавно было весьма модным такое слово – «разгосударствление». Страшное слово для любого телевизионного диктора или ТВ-журналиста, пишущего на темы экономики и приватизации. Его мало кто мог правильно написать, выговорить же с первого раза не мог ни один человек в странах СНГ. (Марк Твен обязательно сказал бы по этому поводу: «Почему до сих пор не повешен человек, придумавший слово: «Разгосударствление»?»)
Однако слово стало на ТВ популярным – подобно позднему вулкану Эйяфьядлайёкюдль – телевизионные люди привыкли дерзать, и, как водится – побеждать.
Или, например - «самозанятость». Очень неприличное слово. «Самозанятый гражданин» – что-то абсолютно невероятное. И где-то даже неуловимо порочное. Г-н Даль был бы очень недоволен таким разбоем в русском языке.
Но оно, это слово, кем-то придумано и тоже стало модным.
Вообще сейчас тоже очень много модных слов. Например «Позиция» - не военная позиция или гражданская. И, даже (это не излишняя эротизации текста!) - не терминология «Камасутры».
«Позиция» в смысле – должность.
«Принесите резюме на позицию уборщицы!» Во как! Отсюда уже недалеко и до «позиционирования». В смысле – «представляет». И можно уже с этим «позиционированием» поиграть. Например, так: «Фирма «Тойота» перепозиционировала себя…» Это не бред, а выдержка из одного рекламного буклета.
Насколько мне помнится, началось все с употребления приставки «про» в самых невероятных словосочетаниях. Помните знаменитые: «Проплата, проплатить»? Эстафету подхватили околомедицинские товарищи – «пропить». Не в смысле спустить деньги посредством алкогольных возлияний, а с благородной целью периодически употреблять прописанные врачом таблетки, запивая их водой.
Следом – рекламно-телевизионная эпопея со словом «заценить». В смысле «оценить».
Лет пять назад все стали носиться с новым словом – «продукт». Сначала, естественно, телевизионные пиар-рекламщики: «Наслаждаясь просмотром этого ТВ-продукта…»
Страстно полюбили слово «продукт» страховщики, теперь у них не «несколько основных видов страхования», а 10-15 «страховых продуктов». (Просто продуктовая лавка какая-то, а не страховая компания. А в лавках, естественно, деньги только забирают, возвращают же с великим скрипом и скандалом..).
Обожают это слово и мастера туризма: «Основной проблемой при покупке «отпускного» туристического продукта в любом туристическом агентстве является фактическое отсутствие критериев выбора этого продукта». (Цитата из рекламно-информационной статьи о проблемах летнего отдыха в Казахстане).
Про слова: «презентировали буклет», «шедеврические работы», «руинированные газовые магистрали») «адреналистические моменты» и «пиратируемая продукция» просто промолчим. Здоровее будем.
На мой взгляд , в истоках этих псевдофилологических игр лежит простое невежество. Малый словарный запас, так сказать. Когда человек не владея в достаточной степени ни английским, ни казахским, ни русским, ни прочими языками, начинает широко известным словам придавать иные значения или создавать из них терминологические конструкции, от которых у нормального человека волосы становятся дыбом. Например: «Канализированные электронные информпотоки». Или « креативный мессидж синопсиса» (в переводе – «продажное телевидение» и «неглупый сценарий») Так прикрывается неумение мыслить и неумение остаточные мысли излагать. Особенно там, где человеку приходиться эти мысли излагать, причем почти всегда - публично. Например, на ТВ.
А здесь очень любят новые модные слова. И так все поголовно вцепляются в них, что кажется, будто без этого «нового» слова теперь и сказать-то ничего не возможно – ни мысль выразить, ни событие изложить…
Помните – «пафос»? «ресурс»? « дорожная карта»? «красная черта»? «кемпионы»? В смысле - победители на каком-нибудь «мундиале»?
Никак не закончится подобная журналистская тягомотина со словцом «праймериз» ( уже дошедшая до «праймеризов» в Карасайском районе) как начались новые, вот с этими, всеобщими: «белый и пушистый», «зацени», «не по-детски», «отзвониться», «оттормозиться», «закупиться», «лакшари» «как то так…», «и все такое…»
Наповал убивает слово-калека «страновой» в сочетании с «имидж». Переводится как «имидж страны». Где же вы, референты политдеятелей? И какое у вас образование?
А вот еще популярное словечко «зайти». Да не в гости или там в любимое кафе, а в сферу экономики, или даже в государство. Любое, кстати. «В Казахстан зашел банк ЧЧЧЧЧ». «В нашу страну намеревается зайти известная всем «Пятерочка»…
"Зашли и вышли", к слову сказать...
Пошло-кокетливое «волнительный» (в смысле - «волнующий»), ранее встречающееся лишь в интервью тошнотворных стилистов и ведущих дамских ТВ-посиделок-потренделок, сейчас успешно завоевало все без исключения эфиры. Даже самые брутальные.
А в обыденной жизни, (да еще - если тебе лет немного) гораздо легче. Как мыслю – так и говорю. Что в голове – то и на языке. Поэтому-то и каждое второе слово – «как бы», «круто», «прикольно» + 2 мешка интернет-жаргона. И все. И готов человек к общению-чириканью.
И, согласитесь, почти всегда за массой «новых» слов, «свежепридуманным» терминологическим словоблудием скрывается не только неумение мыслить, но и неумение работать.
За «персонифицированным пиар-позиционированием» - халтурный очерк о весьма известном человеке.
За «самозанятыми гражданами вне кластеров» - абсолютное незнание реальной жизни.
За «страновым» имиджем государства» – попытки оправдать стратегические ошибки в управлении.
За чартерно-отпускными «туристическими продуктами» - прямой обман бедного туриста и его испорченный летний отдых.
Мне привычнее «новеллу» прочитать, чем гадать, почему это слово в последнее время затесалось среди словесных конструкций об инновациях. В очередном телевизионном «продукте».
- S. Кстати, очень любят у нас слова с «контрой…». Вот, к счастью, быстро и неведомо почему умерли нелепые города-«контрмагниты». Сейчас понаблюдаем за новым словом – «контрцикличность». Особенно в казахстанских СМИ. Надолго ли его хватит…
Г. Владимиров
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через