История менеджмента. Школа научного управления

История менеджмента. Школа научного управления
фото: kartinki.pics/80208-kartinki-na-temu-obrazovanie.html

Школа научного управления

Переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т. д.) к производству (производящей экономике) стал точкой отсчета в истории менеджмента.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена Промышленной революции XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и потребность обеспечения работой больших масс людей привели к осознанию, что индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех и каждого. В результате среди работников были выбраны лучшие и специально обучены тому, как представлять интересы владельца на рабочих местах. Эти люди стали первыми менеджерами.

Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления сделал Ф. Тейлор (1856-1915). Он заинтересовался не качествами отдельного человека и эффективностью его труда, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления (1885-1925 гг.).

Основные принципы этой школы:

  •  использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;
  • целенаправленный отбор работников, больше других подходящих для выполнения задач, их обучение;
  •  обеспечение работников ресурсами;
  • применение материального стимулирования;
  • отделение планирования от самой работы.

Все сводится к заключению: если можно на научной основе отобрать людей, подготовить их, предоставить им некоторые стимулы и слить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Главная заслуга Ф. Тейлора в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Становление науки об управлении связано также с именами Ф. и Л. Джилбертов. Они провели исследования в области трудовых отношений, усовершенствовали хронометражные методики Ф. Тейлора, разработали научные принципы организации рабочего места. Представителем школы научного управления в России был О. А. Ерманский. Им в начале ХХ в. была разработана теория рациональной организации труда и управления, в основу которой положено понятие психофизиологического оптимума, т. е. максимума полезной работы на единицу затраченной энергии.

https://banki-uchebnik.ru/menedzhment/86-istoriya-menedzhmenta

Подготовила Людмила Циновкина, специалист по менеджменту