Развитие основного понимания управления качеством

Развитие основного понимания управления качеством
фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/8530107/

Как обсуждаемые теоретические, эпистемологические и онтологические отправные точки повлияли на эволюцию идей качества? 

Шухарт встроил понятие качества в концептуализацию производства как создания ценности для клиента. Это стало почти мантрой в последующем движении за качество. Это ясно видно в предложении Джурана (1999) различать качество как q, отсутствие дефектов, и качество как Q, общее удовлетворение клиента. Кроме того, стандарт качества ISO 9000 настоятельно подчеркивает эти вопросы. Методологии качества развивались в соответствии с эволюцией концепции качества. Фокус изменился с ориентации на инспекцию (теория выборочного контроля) через контроль процесса (статистический контроль процесса и семь инструментов) на постоянное улучшение процесса (новые семь инструментов) и на проектирование качества в продукте и процессе (развертывание функции качества). 

Как производственная парадигма движения за качество зародилось в Японии 

Вопросы качества были рассмотрены японской промышленностью под руководством Деминга, Джурана и Фейгенбаума. Движение за качество в Японии вскоре перешло от простого контроля продукции к тотальному контролю качества (или тотальному управлению качеством). Здесь термин "тотальный" относится к трем расширениям (Shingo 1988): (1) расширение контроля качества с производства на все отделы, (2) расширение контроля качества с рабочих на руководство и (3) расширение понятия качества на все операции в компании. 

Этот подход тотального управления качеством, возникший в Японии, был согласован с эпистемологией, предложенной Шухартом. Ключевым показателем этого является позиция, отведенная научному экспериментированию в форме цикла «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй». Так, например, Спир и Боуэн (1999) описали эпистемологию производственной системы Toyota почти в той же формулировке, что и Шухарт: «всякий раз, когда Toyota определяет спецификацию, она устанавливает наборы гипотез, которые можно проверить. Таким образом, применяется научный метод». 

Однако Спир и Боуэн, похоже, не знали о предыдущих работах Шухарта и Деминга — они их не цитируют. В более общем плане Дин и Боуэн (1994) утверждали, что в Total Quality Management есть три основных принципа и соответствующие практики и методы. Эти принципы таковы: (1) ориентация на клиента, (2) постоянное совершенствование и (3) командная работа. Они точно соответствуют базовой теории качества, как обсуждалось выше:
- Ориентация на клиента совместима с моделью создания стоимости производства.
- Постоянное совершенствование совместимо как с эпистемологией Аристотеля, так и с метафизикой процесса.
- Командная работа совместима с метафизикой процесса.
Таким образом, теоретические и философские отправные точки, определенные основополагающими мыслителями о качестве, явно оказали влияние на последующую эволюцию движения за качество, по крайней мере, когда дело доходит до формирования Total Quality Management. Однако при более внимательном рассмотрении становятся видны две проблемные тенденции: (1) независимо от движения за качество, практики и методы качества были разработаны на основе другой теории производства (улучшение за пределами отправных точек) и (2) исходные отправные точки забыты или неправильно поняты (ухудшение).

(стр.1385, Пленарные доклады (5), Коскела, Л., Тезел, А. и Патель, В.)