Уже к началу июля текущего года население южных регионов страны может столкнуться с острой нехваткой поливной и питьевой воды.
Складывающая в соседних странах ситуация способна неблагоприятно повлиять на положение дел в сельскохозяйственных районах юга Казахстана. Под угрозой не только будущий урожай. Нельзя исключать и приграничные конфликты на бытовом уровне из-за различия во взглядах по распределению водных ресурсов. Редакция СА Cronos изучила возможные риски.
Произошедший в начале мая вооруженный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном, в ходе которого было применено тяжелое вооружение в виде танков и артиллерии, немало экспертов по региону громко назвали "Первой водной войной в Центральной Азии". Несмотря на то, что эта "война" имела локальный характер, охватив сравнительно небольшой участок из 980-километровой кыргызско-таджикской границы, говорить о "Первой водной" вполне обосновано. Боевые действия между двумя странами фактически начались из-за распределительного пункта "Головной", который подаёт воду на поля фермеров обеих стран из зарегулированной Тотркульским водохранилищем реки Исфара.
Почему и отчего
Надо заметить, что конфликты из-за воды Торткульского водохранилища стали периодически возникать лишь после 1990 года, когда начался активный процесс распада Советского Союза. До этого возведенный в 1971 году искусственный водоём считался частью единого водохозяйственного комплекса Сырдарьинского бассейна и ни у кого нареканий не вызывал. С приобретением независимости вопрос о территориальной принадлежности Торткульского водохранилища повис в воздухе. На протяжении уже нескольких лет Таджикистан настаивает, что Кыргызстан незаконно контролирует часть Торткуля, периодически подозревая соседей в несправедливом распределении поливной воды. Естественно, кыргызы отвечают взаимной неприязнью, считая, что таджики после распада Союза присвоили себе более плодородные земли. Ко всем этим "прелестям" взаимоотношений добавился и ещё один важный фактор – в 2020 году искусственный водоём существенно просел, впервые за несколько лет обнажив на ряде участков своё дно.
Фото Тынчибека Асилбекова с Google Earth. Уровень воды в Торткульском водохранилище заметно упал
Между тем вокруг водных ресурсов Сырдарьинского речного бассейна может возникнуть и конфликт межрегионального характера. При этом его очертания заметны уже сегодня, а участниками могут стать четыре из пяти стран Центральной Азии. К примеру, согласно сообщениям казахстанских СМИ, только фермеры Кызылординской области в нынешнем году вынуждены были сократить посевы риса сразу на пять тысяч гектаров. Дело дошло и до того, что в традиционном рисоводческом Жанакорганском районе общая площадь рисовых чеков уменьшилась до 23% от обычного севооборота. По аналогичному пути пошли и в Туркестанской области, где владельцы фермерских хозяйств не стали рисковать и отказались высаживать ещё и хлопчатник, сократив площади под эту влагоёмкую культуру более чем на 18 тысяч гектаров. Сообщения о сокращении посевов хлопчатника и риса приходят и из соседних стран Центральной Азии. Причина отказа от выращивания обеих экономически выгодных сельскохозяйственных культур в заметном снижении уровня главной водной артерии региона – Сырдарье.
На пороге серьёзного кризиса?
Безусловно, в правительственных кабинетах Нур-Султана о складывающейся ситуации вокруг Сырдарьинского речного бассейна в целом знают. К примеру, 22 мая заместитель министра экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Серик Кожаниязов сообщил, что в текущем году с дефицитом воды помимо Казахстана также столкнулись Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Обозначил вице-министр и выход из сложившейся ситуации. По его словам, в рамках межправительственных соглашений и программ, в обмен на воду в Кыргызстан, где находится ключевое для Сырдарьи водохранилище Токтогул, было передано 370 миллионов киловатт-часов, а в Узбекистан - 250 миллионов киловатт-часов электроэнергии.
"Кыргызстан нам вернет электроэнергию в августе и направит в летний период в низовья Сырдарьи 370 миллионов кубометров воды. Тогда, когда она аграриям нужна", - заметил в ходе состоявшегося в Нур-Султане брифинга Серик Кожаниязов, подчеркнув, что за обменом воды на Сырдарье следит специальная четырёхсторонняя комиссия, которая взаимодействует с распределяющей воду бассейновой водохозяйственной организацией.
Между тем, судя по поступающим из соседних стран чуть ли не паническим сообщениям, велика вероятность, что на этот раз межправительственные соглашения могут и не сработать. Главная проблема – вызывающее крайнее беспокойство у специалистов состояние Токтогульского водохранилища, от сброса воды с которого почти на 36% зависит сток всего Сырдарьинского речного бассейна. Даже по официальным данным, на 14 июня объём воды в этом важнейшем для региона водном резервуаре составил 10,805 млрд кубометров. Но есть и неофициальные, буквально пугающие цифры - по ним в Токтогуле сейчас не больше 8,5 млрд кубометров воды.
Уточнить же, какой из плохих показателей более верный, в настоящий момент не представляется возможным. Эксперты по водно-энергетическим ресурсам из Кыргызстана, с которыми ранее сотрудничал cronos.asia, уже около месяца не отвечают на звонки редакции. По неподтверждённым данным, из-за сложившейся вокруг водно-энергетических ресурсов страны сложной ситуации, часть из них была задержана правоохранительными органами, другая – в срочном порядке покинула пределы Кыргызстана, опасаясь за свою безопасность.
Впрочем, и без подтверждения со стороны экспертов очевидно, что ситуация на Токтогульском водохранилище крайне сложна. В частности, в мае ряд телеграм-каналов и СМИ Кыргызстана продемонстрировали шокирующие видеокадры, из которых видно, насколько сильно обмелел Токтогул. В ряде мест стали видны не только остовы затопленных в 1970 году населенных пунктов, обнажились колодцы, которыми пользовалось местное население до прихода большой воды. Расположение посёлков дало основание полагать, что в первых числах мая уровень Токтогульского водохранилища был отнюдь не 8,6 млрд кубометров, как это указывалось официально, а в районе критической отметки в 6 млрд кубометров.
О том, что на Токтогуле возникли крайне серьёзные проблемы, говорит и руководитель Национального энергетического холдинга Кыргызстана Бакыт Сыдыков. В ходе своего выступления на прошедшем 7 июня в Бишкеке заседании круглого стола "Энергетика Кыргызстана. Прошлое. Настоящее. Будущее", он заметил, что Кыргызская Республика находится в шаге от энергетического кризиса.
"Ситуация в энергетической отрасли в настоящее время критическая и сопряжена с низким объёмом воды в Токтогульском водохранилище, высокими темпами роста внутреннего потребления электроэнергии, перегрузкой узловых подстанций высокого напряжения, большой долей электрораспределительного оборудования, находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии. Если не предпринять решительные шаги по стабилизации ситуации, может возникнуть коллапс всей энергетической системы, остановка каскада Токтогульской ГЭС - в итоге затяжной социально-экономический кризис в республике", - заметил Бакыт Сыдыков. При этом он особо подчеркнул, что гидроагрегаты главной ГЭС Кыргызской Республики из-за низких показателей притока воды находятся на грани остановки.
Скриншот с видео от Sputnik-Kyrgyztan. В первых числах мая на Токтогуле обнажилось дно
Хорошо-то хорошо, да ничего хорошего
Учитывая все эти факторы, вполне можно предположить, что Казахстану вряд ли стоит рассчитывать на возврат в августе 370 млн кВт/час электроэнергии, о передаче которой говорил казахстанский вице-министр экологии Серик Кожаниязов. В эту версию укладываются и претензии к властям Казахстана, которые озвучил всё тот же главный энергетик Кыргызской Республики в беседе с журналистами местных СМИ. Из них следует, что казахстанская сторона якобы уже пять месяцев держит на своей стороне купленное для Токтогульской ГЭС оборудование для четырех энергоблока. Замечательный, кстати, ход. Ведь если Кыргызстан своих обязательств не только по возврату электроэнергии, но и что ещё хуже - по попускам необходимых объёмов поливной воды не сможет выполнить, есть пусть и гипотетическая, но возможность всё свалить на "злодеев из Нур-Султана".
Между тем перед официальным Бишкеком реально стоит крайне серьёзная проблема. С одной стороны, есть обязательства по поставкам воды перед Казахстаном и Узбекистаном, которые в расчёте на её получение в летние месяцы ещё в конце марте за счёт досрочных поставок миллионов киловатт-часов полностью ликвидировали возникший в Кыргызстане дефицит электроэнергии. С другой – сделать всё возможное, чтобы накопить в Токтогуле и других водохранилищах Нарын-Сырдарьинского каскада необходимый объём воды до начала предстоящего отопительного сезона.
Вот только реализовать стоящие перед кыргызской стороной планы если ли и удастся, то с очень большим трудом. Нет, скажем по-другому, - это будет фантастикой, коли Бишкек сможет и воду на поля соседей подать, и необходимый объём в Токтогуле до октября набрать. Пока "небеса" (Всевышний или "природа-мать" – кому уж что нравится) Кыргызстану относительно благоволят – средняя текущая разница между притоком и расходом воды в крупнейшем искусственном водоёме Центральной Азии составляет + 0,0524 мрлд м3. Гипотетически это позволяет к началу следующему отопительному сезону набрать чуть более 16,5 млрд кубометров воды. Это, конечно, не те 17-18 млрд м3, что дают комфортный задел на будущий 2022 год, но намного лучше в сравнении с прошлым годом, когда активная выработка электроэнергии стартовала с 15,2 млрд кубометров воды.
Правда, и здесь имеются два важных фактора, которые следует учесть. Первый – на текущий момент объём Токтогульского водохранилища на самом деле составляет 10,8 млрд.м3, как это указывается в официальном мониторинге ОАО "Электрические станции". Напомним, есть и неофициальные данные, которые всё планирование безоговорочно сводят на "нет". Второй фактор – уровень притока будет соизмерим с показателями относительно благополучного 2019 года, когда на Токтогуле за летний период удалось накопить почти пять млрд кубометров воды, что соответствует объёму, например, всего Капшагайского водохранилища близ Алматы.
Казахстан объявлен "злодейским"
Однако и в этом пункте далеко не всё так замечательно. Трудно не обратить внимания на появившиеся в прессе соседних стран публикации, в которых говорится, что вся Центральная Азия, как и в прошлом году, столкнулась с маловодьем. Например, в последние дни уже зафиксировано 10-процентное падение уровня воды в реке Зеравшан, из-за чего в Самарканде и Навои, а также в прилегающих к ним населенных пунктах введено жесткое нормирование даже питьевой воды для населения. О полном отсутствии поливной воды говорят и фермеры Чуйской и Иссык-Кульской областей Кыргызстана, которые уже дважды провели крупный митинг в центре Бишкека, утверждая, что они уже фактически потеряли урожай зерновых и ягодных культур.
Кстати, эти же самые кыргызские фермеры умудрились обвинить в нехватке воды Казахстан. Якобы соседи с севера купили правительственных чиновников Кыргызстана. Всё потому, что в реке Шу вода есть и она идёт в сторону Республики Казахстан, а не на поля местных сельхозпроизводителей.
Фото с сайта Live.kg. Фермеры Чуйской и Иссык-Кульской областей говорят об отсутствии поливной воды
Фото CA Cronos. Река Шу в Кордайском районе Жамбылской области
Здесь заметим, что прямого ответа от властей Кыргызстана фермеры Чуйской и Иссык-Кульской области не получили. Зато несколько неожиданно ОАО "Электрические станции" в понедельник 14 июня опубликовало в социальных сетях пресс-релиз. Из него следует, что в вегетационный период несколько больше воды… из Токтогульского водохранилища уходит с 1 июня в Казахстан и Узбекистан в соответствии с достигнутыми договоренностями по возврату полученной ранее энергии.
"Необходимо отметить, что при осуществлении товарообмена электрической энергией объем водных ресурсов Токтогульского водохранилища сохраняется эквивалентно, так как дополнительно израсходованная вода из Токтогульского водохранилища при поставках электроэнергии из Кыргызстана в Казахстан и Узбекистан в вегетационный период компенсируется уменьшением расхода воды при поставке электроэнергии из Казахстана и Узбекистана в Кыргызстан в осенне-зимний период", - подчеркнули в ОАО "Электрические станции".
Не будем говорить о географии. Отметим лишь, что фермеры Чуйской и Иссык-Кульской области этот пресс-релиз восприняли в свой адрес, оставшись при мнении, что всё же "казахи купили чиновников". Впрочем, чем меньше будет поливной воды, тем больше будет взаимных обвинений. И особенно это будет заметно среди фермеров и дехкан, чьи хозяйства связаны с влаголюбивыми культурами и находятся возле реки Сырдарья. Не надо быть оракулом, чтобы предсказать действия властей на местах всех без исключения стран Сырдарьинского речного бассейна. Опасаясь массовых выступлений населения из-за вероятной гибели урожая, они вопреки установкам центрального руководства своих стран на вверенных им территориях постараются сохранить максимально большие объёмы воды. Что в свою очередь может породить протестные настроения у населения районов, расположенных ниже по течению реки.
Последние в очереди
Ниже всех в регионе Сырдарьинского речного бассейна расположены Туркестанская и Кызылординская области Казахстана, которые уже визуально наблюдают резкое обмеление второй по величине водной артерии Центральной Азии. Но вот готов юг Казахстана к возможно очень серьёзным проблемам? Есть подозрение, что не совсем. К примеру, несмотря на то, что с населением вроде была проведена разъяснительная работа, в Мактааральском районе Туркестанской области неожиданно почти в 2,4 раза увеличили площади посевов риса. Причем с зависящим от полива из приходящего из Узбекистана канала "Достык". В результате пришлось срочно запускать канал подачи воды из Шардаринского водохранилища на 100 млн м3 с 14 дренажных скважин и тремя насосами, рискуя нарваться на конфликт с Узбекистаном из-за сокращения пропусков воды в заповедную Арнасайскую впадину.
Несколько тревожной выглядит и информация, что за соблюдением межгосударственных договоренностей по расходу воды в Сырдарьинском речном бассейне от Казахстана якобы следят… только два человека. Если это так, то это ничтожно мало! Ведь только по реке Нарын, которая является правым притоком Сырдарьи, кроме Токтогула расположено четыре довольно крупных водохранилища. Не уступает по общему сбору воды и левый приток Сырдарьи – Карадарья, у которой есть одно большое "Андижанской море" и 17 малых водохранилищ с объемом воды от 90 до 200 млн м3. Наконец, непосредственно на Сырдарье помимо Шардары воду собирает "Таджикское море", или Кайраккумское водохранилище. О регулярности же космического зондирования пока речи не идёт.
Казахстанские эксперты, с которыми побеседовала редакция cronos. asia, на условиях анонимности сообщили, что в своей работе до сих пор используют данные со спутников за 2018 год, периодически сверяя их со спорадической информацией от сервисов Google Earth и "Яндекс-карты". Это несмотря на то, что ситуация вокруг Сырдарьинского речного бассейна меняется чуть ли ни каждый день. Очевидно, что при текущих обстоятельствах правительство Казахстана в буквальном смысле должно сделать структуры Министерства экологии одними из главных в стране. Поскольку от собранной ими своевременной информации зависит готовность всего Казахстана к самым неприятным климатическим, а вслед за ними и социально-экономическим последствиям.