Дополнительное внешкольное образование: трансформация функциональных характеристик

Дополнительное внешкольное образование: трансформация функциональных характеристик

https://interactive-plus.ru/ru/article/17201/discussion_platform

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Кошелев Александр Анатольевич
канд. социол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Саратовская обл.

Любая образовательная система создается для реализации конкретных общественных потребностей – запросов государства, отдельных социальных групп, общества в целом. Несмотря на это, в процессе становления образовательная система сама начинает влиять на содержание общественных запросов в области образования, трансформируя собственные социальные характеристики в социуме. Вследствие этого для анализа прогрессивных социальных функций нужно обратиться к истории развития системы дополнительного образования в нашей стране и предпринять попытку выяснить, как изменялись ее функции, каковы их основные характеристики.

Появление первых видов внешкольной деятельности, как отмечают исследователи, связано с деятельностью Шляхетского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. В 30-х годах XVIII в. один из учеников корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков, вместе с друзьями организовал литературный кружок. В торжественные дни и в свободное время они собирались и совместно читали собственные литературные пробы. В 1759 г. ученики уже имели собственный печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное» [1, с. 21].

Позже, в XIX в., внешкольное образование было представлено в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для ребят, летних оздоровительных лагерей-колоний. Это были только отдельные школьные учреждения, разработанные прогрессивными российскими воспитателями, которые ставили перед собой разные цели, к примеру, удовлетворение культурных и социальных потребностей молодых людей из числа малоимущих слоев населения.

Иными словами, основной направленностью внешкольного образования была реализация неких социокультурных задач, основанных на деятельности прогрессивных людей того времени. Внешкольное образование в этот период носит несистемный характер и возникает стихийно, базируясь на альтруизме и желании принести некую социально значимую помощь в развитии общества. В годы октябрьского переворота и дальнейшее развитие данного социального феномена в Советском Союзе зачастую носило характер пропаганды коммунистических идеалов, хотя стоит отметить, что элементы творчества и развития личности все же стояли как задачи внешкольных учреждений.

Дополнительное образование сегодня является преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название  дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее обучении, в ранней профессиональной ориентации.

Процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования сопровождался изменениями в функциях учреждений дополнительного образования. Во-первых, пропагандистские цели трансформировалась в функцию формирования свободного мышления, созвучного с рыночными реформами и демократическими ценностями. Во-вторых, функция борьбы с беспризорностью уступила место задачам занятости молодых людей, с целью развития их творческого потенциала. В-третьих, возрастает роль выявления и поддержки талантливой молодежи, способной к творческой, интеллектуальной, либо спортивной деятельности, для их дальнейшего продвижения к эффективным результатам. В-четвертых, наибольшее значение приобретает образовательная функция как дополнительный стимул для развития способностей современной молодежи. И, наконец, все выше перечисленные функции должны обеспечить систему социализации личности посредством формирования качеств самоопределения, духовности и коммуникативных навыков [2, с. 69].

Таким образом, дополнительное образование приобретает новые характеристики образовательно-воспитательной деятельности. Наиболее значимыми из них являются: личностно-деятельный характер образовательного процесса, а также оснащенность образовательного процесса модернизированными программами, ориентированными на овладение детьми функциональной грамотностью и профессиональной самоидентификацией.

Помимо художественного направления в дополнительном образовании есть эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовое, туристическое и краеведческое, военно-патриотическое и прочие направления.

В настоящий период в учреждениях дополнительного образования получили развитие объединения социально-педагогического характера, направленные на корректировку и становление психических качеств личности, коммуникативных и интеллектуальных возможностей обучающихся, становление лидерских навыков, организацию социализирующего досуга. Безусловно, данная деятельность содействует социальной адаптации, гражданскому воспитанию растущего поколения.

Список литературы
  1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) / В.П. Беспалько. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. – 304 с.
  2. Воронова М.А. Историко-педагогические основы современной системы дополнительного образования учащихся: Дис… канд. пед. наук / М.А. Воронова. – М., 2007. – 157 с.