Дистанционная и традиционная формы образования в школе: преимущества и недостатки форм обучения в существующих условиях пандемии

Дистанционная и традиционная формы образования в школе: преимущества и недостатки форм обучения в существующих условиях пандемии

Дистанционная и традиционная формы образования в школе: преимущества и недостатки форм обучения в существующих условиях пандемии

Автор: Ким Виктор Владимирович, кандидат технических наук, эксперт-аудитор по системам менеджмента качества

COVID-19 внес значительные коррективы в различные аспекты нашей повседневной жизни. Социальное дистанцирование и проблемы, связанные с обеспечением физической дистанции между людьми, привели к необходимости принятия новых решений. Социальное дистанцирование в данном случае рассматривается как мера предосторожности для уменьшения личных контактов, и ожидается, что оно замедлит передачу вируса там, где существует такая опасность.

Таким образом, в связи с создавшейся ситуацией подразумевается, что пространство между людьми должно увеличиться, а частота непосредственных контактов уменьшиться. И в данном случае поскольку среда, в которой образовательные процессы осуществляются в традиционной форме и являются социально плотной, учащиеся и учителя тесно взаимодействуют друг с другом во время занятий, образование является одним из основных аспектов, к которому необходим серьезный подход. Здесь необходимо как можно быстрее принять меры, учитывая создавшиеся условия пандемии. И одним из вариантов, снижающих риски распространения инфекции в системе образования, принимается дистанционная форма обучения.

Основными объектами осуществления взаимодействия при реализации образовательных услуг в школе являются: преподаватель, ученик и родители. На рисунке, представленном ниже, отражено взаимодействие этих объектов при традиционной схеме предоставления образовательных услуг и при предоставлении образовательных услуг при дистанционной форме обучения.

 а) взаимодействие при                             б) взаимодействие при                                традиционной форме обучения               дистанционной форме обучения

Взаимодействие участников образовательного процесса при традиционной и дистанционной форме обучения

Из рисунка видно, что при переходе на дистанционную форму обучения, обусловленную COVID-19, наблюдаются определенные изменения во взаимодействии преподавателей, учеников и родителей. В схеме взаимодействия появляется звено «Информационно-коммуникационные технологии», обеспечивающее связь преподавателя с учеником, и в определенных случаях с его родителями.

Как же появление этого звена влияет на образовательный процесс?

а) Осуществление образовательного процесса при таком подходе привносит дополнительные требования к знаниям и навыкам участников образовательного процесса в области информационно-коммуникационных технологий. И если ученики при дистанционном обучении, как правило, достаточно уверенно пользуются своими компьютерами, то учителя, при обладании базовыми навыками для удаленной работы, все еще нуждаются в поддержке по вопросам, касающимся информационно-коммуникационных технологий.

б) Появляется зависимость качества образовательной услуги от  технологических проблем, связанных с ненадежностью подключения к интернету.

в) При дистанционном обучении учителю не хватает «живого» контакта с учащимися. Появляются сложности по отслеживанию присутствия и вовлеченности учащихся. Сложно выстраивать дискуссии и организовывать обсуждение проблемных вопросов.

Вместе с тем с внедрением дистанционного обучения появляются и положительные моменты:

г) Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет получить доступ к огромному объему информации: школьникам - для освоения учебного материала, учителям - для подготовки к уроку. Причем имеется доступ  именно к актуальной информации.

д) При использовании информационно-коммуникационных технологий ученик может прослушать урок или его часть столько раз, сколько нужно, чтобы закрепить знания.

Конечно же, плюсы и минусы дистанционного обучения (при сопоставлении с традиционным методом обучения) не исчерпываются вышеперечисленными характеристиками. Опыт использования дистанционного метода обучения будет постоянно обогащаться. Будут выявляться сильные стороны дистанционного метода обучения для их закрепления и дальнейшего развития, будут выявляться проблемные области для внесения определенных коррективов и улучшений для повышения качества обучения.

Список использованной литературы:

  1. Репкина Н.Г. Дистанционные технологии обучения: значение в современном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://multiurok.ru/files/distantsionnye-tekhnologii-obucheniia-znachenie-v.html.
  2. Коняева Е.А., Чигинцева А.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-distantsionnogo-obucheniya.
  3. Каповский В.Л. Дистанционное образование: Мировой опыт [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-mirovoy-opyt.