Чтение лекции научным языком — это пустое сотрясение воздуха. Шесть важных советов преподавателю гуманитарного вуза
Образ жизни современных студентов, по мнению многих преподавателей, всё больше приближается к образу жизни дворянства, а сам педагог оказывается в социальной нише разночинца. Студент больше ничего не хочет учить, не доверяет научным трудам и часто относится к преподавателю без уважения. Заведующая кафедрой культурологии в отделении дистанционного обучения УНИК, профессор Александра Баркова за 26 лет педагогической работы выработала шесть способов, которые позволят преподавателю найти подход к самым равнодушным студентам:
1. Отказ от наукообразного языка. В прежние времена научный язык требовался учёным для подчеркивания своей статусности, причём подчеркивания в их собственных глазах, отсюда и общение на латыни, и всевозможная терминология. Сейчас чтение лекции научным языком — это пустое сотрясение воздуха. Студенты такую подачу просто не воспринимают. Поэтому разговорный язык с минимумом учёных слов — то, что нужно.
2. Риторическая подготовка. Преподаватель должен быть немного актёром. В педагогических вузах одним из профилирующих предметов должно быть актёрское мастерство, без этого работать с современным студентом невозможно. Или риторическая подготовка, причём требуется практика, практика и ещё раз практика.
3. Главное — запоминание. Не имеет ни малейшего значения, какой объем информации сообщит лектор. Важно только, сколько запомнит студент. Лучший студент на курсе может запомнить 70%, не больше. Поэтому важно построить лекцию так, чтобы она была ориентирована именно на запоминание.
4. Снятие социальной дистанции. То есть доверительное общение со студентом. В идеале лекция должна принимать форму семинара, чтобы сознание студента держалось включённым 100% времени. Задача удерживания лояльности аудитории стоит ребром, и самый простой приём — бесконечные вопросы к залу.
5. Прагматичность. Если под рукой всегда «Гугл» и «Википедия», эрудиция уже не имеет особенного значения. Есть ли смысл зубрить, если всё есть в сети? Сейчас преподаватель обязан отвечать студенту на вопрос: «Зачем мне это нужно?». Например, в рамках курса древнерусской литературы я задаю студентам журфака эссе «Почему „Сказание о Борисе и Глебе“ нужно современному журналисту?». Кстати, студенты по этой теме высказывают массу здравых мыслей.
6. Поощрение. Не нужно рассказывать студентам о том, какими талантливыми и прилежными вы были в их возрасте. Студенты умные и сейчас, только они не всегда об этом знают — им надо это говорить.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через