фото: freepik.com
Дороги имеют огромное значение для связанности регионов и развития транспортно-логистического потенциала. Их содержание требует огромных средств, поэтому для снижения нагрузки на бюджет поэтапно вводятся платные участки. В Италии доля платных дорог составляет 84,8% суммарной протяженности скоростных автомагистралей, во Франции – 80,6%, в России – около 37%, в Испании – 28,9%, пишет Socioexpert.
По сравнению с мировым опытом мы в начале пути. В настоящее время в Казахстане протяженность платных дорог составляет 3221 км, или 13% дорог международного и республиканского значения. К 2030 г. сеть платных дорог должна составить 11 тыс. км.
Институт общественной политики решил узнать мнение граждан о платных дорогах. Выяснилось, что каждый третий респондент-автолюбитель удовлетворен качеством и стоимостью платных дорог. В тоже время 43,6% заявили о неудовлетворительном качестве дорожного полотна и почти столько же (44,2%) недовольны стоимостью проезда.
В Казахстане с прошлого года проезд по платным дорогам стал исчисляться в МРП. Ежегодно с ростом МРП тариф будет повышаться. В текущем году изменение ставки МРП автоматически привело к росту тарифа на 7%. В феврале текущего года министр транспорта заявлял о планируемом повышении тарифа для увеличения сборов с 30 до 35 млрд. тенге.
До 2023 года в Казахстане 10 лет тариф не повышали, хотя в некоторых странах законодательно прописана регулярность корректировки тарифов на платные дороги. Например, в Индонезии она проводится раз в два года. В октябре прошлого года тариф для легковых автомобилей вырос на 20%, средняя стоимость проезда по одному километру платных дорог возросла до 1,3 тенге. По данным АО «НК «КазАвтоЖол», в этом году тариф для легковых автомобилей планируется повысить с 1,3 до 2,5 тенге за 1,0 км проезда.
Оператор заявил, что в 2023 году платные дороги впервые с 2014 г. преодолели порог самоокупаемости. Из 30 млрд. на содержание дорог потрачено 22 млрд. При этом 70% прибыли получено от транзита грузов. В этом году тариф для большегрузов увеличится на 30%, с 4,0 до 5,2 тенге за 1,0 км проезда. Это связано с компенсацией затрат на восстановление дорог. Ущерб от одного грузового автомобиля в среднем эквивалентен ущербу 8 383 легковых машин. Кроме того, среди нововведений АО «НК «КазАвтоЖол» в планах отменить плату на участках, не соответствующих техническим требованиям.
Несмотря на вклад граждан в содержание дорог, отсутствует прозрачность расходования народных денег. АО «НК «КазАвтоЖол» публикует финансовую отчетность в виде бухгалтерского баланса. Однако в документе не указано, сколько средств поступает за счет пользования платными дорогами и каковы расходы на их содержание.
Хотя в Законе «Об автомобильных дорогах» чётко прописано, что средства, полученные от взимания платы за проезд по платным участкам автодорог, учитываются на отдельном счете национального оператора «КазАвтоЖол». В целях обеспечения транспарентности данный счет можно сделать открытым для населения. По закону исключение составляют средства, взимаемые на основе договора ГЧП и концессии. Но население не знает, на каких условиях были построены платные дороги, в этой части также нужна прозрачность.
Если повышение тарифа еще предстоит, то за соблюдение скоростного режима уже взялись. На 11 из 17 участках скорость фиксируется на двух участках пути – в начале и в конце. На основании этих данных автоматически вычисляется время пути и средняя скорость автомобиля. Поэтому у недисциплинированных автовладельцев помимо оплаты проезда по тарифу есть риск получить штраф на сумму от 18 460 до 147 680 тенге в зависимости от степени превышения. Призываем водителей соблюдать скоростной режим на протяжении всего пути во избежание штрафов и создания безопасности на дороге.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через