фото: Pixabay
Управление несоответствиями в образовательной услуге
1. Все выявленные несоответствия должны быть зарегистрированы в следующих записях:
- в Контрольном листке;
- в формах: Акт/Справка/Отчет о результатах проверки;
- в протоколах общего педагогического совета, малых педагогических советов, протоколах заседания ЦМК;
- в Журнале регистрации несоответствий продукции (услуг);
- в Журнале регистрации жалоб потребителей;
- в Актах о несоответствиях по результатам внутреннего и внешнего аудитов СМК.
Для проведения системного и качественного анализа несоответствий владельцам процессов, руководителям подразделений, оказывающим образовательно-воспитательные услуги, необходимо:
- осуществлять статистическое накопление данных о несоответствиях;
- производить систематизацию и классификацию несоответствий (дефектов) и их причин, обобщать и формировать сводные данные, а также применять графические методы визуализации показателей качества образовательно-воспитательных услуг;
- рассматривать возможности применения стандартных методов статистического контроля процессов;
- разрабатывать и совершенствовать инструменты качественного анализа образовательно воспитательных услуг;
- отрабатывать в процессе систематических разборов навыки быстрого и качественного рецензирования учебно-методической документации, быстрого и качественного формирования заключений о причинах несоответствий и необходимых предупреждающих и/или корректирующих действий.
2. Анализ несоответствующей услуги и процессов их создания включает:
- оценку степени отклонений характеристик услуг и процессов их создания от установленных требований;
- оценку влияния несоответствий услуг на последующие этапы создания и предоставления услуг;
- оценку экономической целесообразности возможных действий с несоответствиями услуг.
Анализ несоответствующих услуг, в зависимости от их сложности, проводится:
- в рабочем порядке соответствующими ответственными должностными лицами;
- при проведении собраний в зависимости от рассматриваемых вопросов (педагогического совета колледжа, малых педагогических советов отделений, заседаний ЦМК);
- и/или при проведении оперативных собраний высшего руководства со специалистами предприятия, деятельность которых затрагивает вопросы несоответствий услуг.
3. Возможными причинами несоответствий образовательной продукции могут быть:
- низкий базовый уровень подготовки обучаемых лиц;
- нарушение учебной дисциплины обучающимися лицами (непосещение занятий, неподготовленность к учебным занятиям, нарушение графика контрольных мероприятий);
- неудовлетворительное качество организационных процедур учебного процесса (планирование, учет, информирование);
- нарушения при осуществлении учебного процесса (несоблюдение графиков занятий, срыв занятий, несвоевременная выдача заданий, несоблюдение графиков зачетов, экзаменов, консультаций и др.);
- отсутствие и/или низкое качество учебно-методического обеспечения учебного процесса по дисциплинам, курсам (УМК, учебники, пособия, методические указания, рабочие планы и программы, раздаточный материал и др.).
4. Анализ несоответствий ресурсного обеспечения (персонал, оборудование, аудиторный фонд и т.п.), корректирующие действия в отношении ресурсного обеспечения учебного процесса определяются и принимаются на:
- рабочих собраниях ответственных по вопросам выявленных и/или потенциальных несоответствий подразделений;
- заседаниях высшего руководства;
- заседаниях педагогического, учебно-методического совета учреждения;
- заседаниях ЦМК образовательного учреждения.
При всех видах несоответствий и на всех уровнях мониторинга и контроля качества образовательной деятельности осуществляется анализ работы с несоответствующей образовательной услугой за отчетные периоды на основе зарегистрированных статистических данных. По результатам данных анализов при необходимости предпринимаются корректирующие действия в соответствии с принятыми порядком управления с несоответствиями.
Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою образовательную организацию, обратите внимание на предложение в этой ссылке: https://q-manager.kz/.
Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через