Понимание процессного подхода в медицинских организациях

Понимание процессного подхода в медицинских организациях
фото: https://www.google.com/sea

Понимание процессного подхода в медицинских организациях

Процессный подход является мощным средством организации того, как производственные виды деятельности создают ценность для потребителя и других заинтересованных сторон, и управления этим.

Организации часто структурированы в виде иерархии функциональных единиц. Менеджмент в организации обычно осуществляется вертикально с ответственностью за предполагаемые выходы, поделенной между функциональными единицами. Конечный потребитель или другая заинтересованная сторона не всегда видны всем вовлеченным функциональным единицамПоэтому проблемам, которые возникают на границах между функциональными единицами, часто придают меньшее значение, чем краткосрочным целям функциональных единиц. Это приводит лишь к незначительному улучшению или отсутствию улучшения вообще для заинтересованной стороны, так как действия функциональных единиц обычно сфокусированы на функциях, а не на общей выгоде для организации.

Процессный подход вводит горизонтальный менеджмент, пересекающий барьеры между разными функциональными единицами и нацеливающий их усилия на основные цели организации. Он также улучшает менеджмент взаимосвязей процессов между собой.

Типы процессов

В соответствии с практикой процессного подхода к СМК     выделяют три типа процессов:

  • процессы управления;
  • основные процессы;
  • вспомогательные (поддерживающие) процессы

 

Тип процессов

Отличительные признаки

 Процессы менеджмента организации 
  • Результатом является деятельность всей организации.
  • Результат получают основные и вспомогательные процессы.
 Основные процессы (бизнес- процессы)
  • Через них проходит основной продукт, добавляя продукту ценность.
  • Результат получает потребитель.
 

Вспомогательные процессы

 

  • Не касаются основного продукта.
  • Результат получает основной процесс.

 

Процессы управления - это процессы, протекающие на уровне организации, обеспечивающие работу цикла PDCA уровня организации и формирование вертикальных связей в организации. К процессам управления можно отнести:

  • общее руководство организацией (включающие стратегическое планирование, а также формирование управляющих воздействий уровня организации);
  • планирование, мотивирование, организация, координирование и распределение ресурсов;
  • внедрение новых проектов, связанных с инновациями; 
  • внутренний аудит, анализ со стороны руководства.

Основные процессы - это процессы, являющиеся основой функционирования СМК, ради осуществления которых система и создается. Основные процессы лежат на пути следования продукции и добавления ценности для потребителей, т.е. это центры прибыли, где организация зарабатывает деньги. В качестве основы для выделения основных процессов в организации используется схема жизненного цикла продукции.

Вспомогательные (поддерживающие) процессы - это процессы, создающие условия для эффективного функционирования основных процессов. Вспомогательные процессы напрямую не контактируют с продукцией.

В медицинских организациях процессами управления могут быть:

  • управление медицинской организацией;
  • управление филиалами медицинской организации (если таковые имеются);
  • управление финансами и т. д…

К бизнес-процессам могут относиться:

  • формирование контингента пациентов;
  • прием пациентов;
  • диагностика пациента, в которую входят лабораторные и функционально-аппаратурные исследования;
  • лечение пациента;
  • хирургический процесс;
  • консультационно-амбулаторное лечение и т. д…

К вспомогательным процессам можно отнести:

  • управление персоналом;
  • управление инфраструктурой;
  • управление медицинским оборудованием;
  • обеспечение лекарственными препаратами;
  • управление закупками и т. д…

Не существует «каталога» или перечня процессов, которые должны быть документированы. Каждой медицинской организации следует определить, какие процессы следует документировать на основании требований ее пациентов и соответствующих регулирующих и законодательных требований, характера ее деятельности и ее общей корпоративной стратегии. 

Пример процессного ландшафта медицинской организации

Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою медицинскую организацию, обратите внимание на предложение по этой  ссылке: https://q-manager.kz/.

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018 Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)