Норма об обязательном наличии картограмм полей с анализом содержания в почве важнейших для плодородия элементов была введена в 2020 году, но сразу отложена до 2021. Однако, скорее всего, она будет отложена еще на два года, до 2023. Причина в том, что Минсельхоз РК не сумел (либо, не захотел) создать в стране сеть доступных фермерам лабораторий, сообщает «КазахЗерно.kz».
Отрицательная динамика
Ученые различных НИИ Казахстана периодически проводят исследования почвы в различных регионах страны и приходят в ужас – на 80-90% полей земля истощена по двум из трех важнейших элементов, азоту и фосфору. Причина понятна – даже передовые хозяйства вносят лишь небольшую часть от научно обоснованной нормы минеральных удобрений. В целом по стране земля получает не более 20% от того, что ежегодно выносится урожаем. В результате, страдает и насыщенность азотом и фосфором, и снижается содержание гумуса.
Мониторинг земель для слежения за качественным и количественным состоянием земельного фонда, а также контролем его эффективного использования в Казахстане проводится. Для его осуществления создана сеть пунктов наблюдений, которая состоит из стационарных и полустационарных площадок. На них изучаются антропогенные и природные факторы, способствующие развитию процессов ветровой и водной эрозии, засоления почв, загрязнения земель токсичными веществами, динамика содержания в почвах гумуса и важнейших элементов.
В 2019 году работы по мониторингу земель выполнялись на площади
8,75 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Всего на территории республики в настоящее время заложено 1180 пунктов наблюдений.
Для примера, в Карагандинской области мониторинг проводился во второй раз – первый был в 2011 году. Наблюдения проводились в двух сельских округах Нуринского района.
Эксперты смогли оценить динамику изменений за восемь лет. Картина получилась неутешительная: сравнительный анализ показателей показал, что содержание гумуса уменьшилось с 1,79 до 1,70 %. Содержание валового азота снизилось на 27%, валового фосфора на 15,5 %. Вывод очевиден – ухудшение показателей связано с отсутствием внесения удобрений и выносом питательных веществ с урожаем сельскохозяйственных культур.
Посеял-убрал
Введение обязательного наличия картограммы полей для получения субсидий на удобрения называлось инструментом решения этого вопроса. Во-первых, сам фермер получает информацию о состоянии почвы, и может работать с ней уже не вслепую, а хорошо понимая, сколько и какого вида удобрений ему нужно внести.
Во-вторых, государство на основе этих данных может отслеживать динамику состояния почв.
Однако, как всегда, хорошее начинание погубила плохая реализация. Главное – отсутствие лабораторий, способных проводит анализы. Даже в зерновом поясе страны их считанное количество. И если все фермеры вдруг решать заказать картограммы, то лаборатории просто не справятся с наплывом клиентов.
Второй вопрос – цена. Она на сегодня составляет около 700 тенге за анализ с 1 га. Для мелких фермеров такие расходы могу оказаться существенными.
Таким образом, эффект от нововведения может оказаться прямо противоположным тому, что задумывался. Не секрет, что многие фермеры сейчас работают по принципу «посеял-убрал», никакой работы с почвой они не проводят. Если же перспектива получения субсидий на внесение удобрений станет и вовсе нереальной, то об их переходе в стан ответственных землепользователей можно забыть.
Но даже при обращении в существующие лаборатории у фермеров нет гарантий, что они смогут получить реальный анализ почв, а не «нарисованные» цифры. Многие проводили эксперимент – с одного участка пробы почвы сдавали в разные лаборатории. И зачастую поучали отличающиеся друг от друга результаты.
Учитывая это, в Минсельхоз РК и идут просьбы отложить норму – до того момента, как у фермеров появится возможность без лишних затрать времени и средств проводить анализы.
В том числе, например, против требования о наличии картограмм выступает Ассоциация фермеров Казахстана.
Удавка на шее
Так что, требовать картограммы и выражать озабоченность состоянием почв –только пол дела. Нужно создавать условия для выполнения требований. И вот с этим у Минсельхоза РК проблемы.
Те же лаборатории можно было бы открыть на базе СХОС и прочих государственных структур на местах. Но этого сделано не было.
Более того, фермеры говорят и о том, что государство могло взять на себя всю забору о контроле.
— Вот, приезжают к нам на поля специалисты, из разных лабораторий, говорят – «мы делаем анализ почвы». Уточнят балл бонитета земли, содержание азота и фосфора, и так далее. Разве результаты этой работы потом не заносятся в общую базу земель района? Если да, то для чего потом еще и нам самим заниматься этими экспертизами, нести затраты? – задают логичные вопросы фермеры.
Тут есть еще один подводный камень – в случае введения ответственности фермера за плодородие необходимо предоставить каждому землепользователю возможность его поддерживать. В том числе – доступ к субсидиям и льготным кредитам на закуп агрохимии. Если всего этого не будет, то картограммы станут удавкой на шее крестьян, благодаря которой каждого при желании чиновников, можно будет лишить его земли – опираясь на данные о снижении плодородия.
Как бы то ни было, решение, отменять требование о картограммах или нет, еще обсуждается.