Международные требования к среде для функционирования процессов в образовательном учреждении

Международные требования к среде для функционирования процессов в образовательном учреждении
фото: Pixabay

Международные требования к среде для функционирования процессов в образовательном учреждении

 Требования ISO 9001, п.7.1.4 "Среда для функционирования процессов"

 Определить, создать и поддерживать среду, необходимую для функционирования ее процессов и достижения соответствия требованиям к продукции и услугам.

Примечание. Подходящая среда может представлять собой сочетание человеческих и физических факторов, таких как:

a) социальные (например, отсутствие дискриминации, спокойствие, бесконфликтность);

b) психологические (например, снижение уровня стресса, профилактика эмоционального выгорания, эмоциональная защита);

c) физические (например, температура, тепловой поток, влажность, освещение, движение воздуха, гигиена, шум).

Эти факторы могут существенно различаться в зависимости от поставляемых продукции и услуг.

Комментарии 

Определить и управлять производственной средой:

- температура;

 - влажность;

 - запыленность;

 - освещенность и т.п.

 Конкретные действия, необходимые для реализации этих требований

Конкретные действия, необходимые для реализации требований п. 7.1.4:

-      определение законодательных и других нормативных требований к производственной среде организации, создание безопасных и здоровых условий труда в соответствии с этими требованиями, включая внедрение процедур инструктирования по вопросам безопасного выполнения работ;

-      внедрение процедур периодического контроля параметров производственной среды (в том числе рекомендуется выполнение контроля и психологического климата в коллективе). 

Пояснение:

-      в обеспечении качества важным является стимулирование работников. Для стимулирования должны использоваться различные формы - как материальные, так моральные;

-      результаты, достигнутые в области качества, имеет смысл обнародовать, чтобы все знали, каковы достижения организации и отдельных работников. Необходимо обеспечить признание успешных результатов работы.

Руководством организации должны определяться и контролироваться социальные, психологические и физические факторы производственной среды, воздействующие на здоровье и качество деятельности сотрудников.

Управление производственной средой должно быть направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников и обучающихся в процессе трудовой деятельности и в процессе обучения, необходимой социальной защиты.

Процесс управления производственной средой может включать:

-      систему обеспечения безопасности труда и жизнедеятельности (обеспечение соответствия зданий, помещений, условий на рабочих местах санитарным нормам и правилам, нормам пожарной безопасности и техники безопасности; организацию регулярных медицинских осмотров сотрудников в соответствии с санитарными нормами; обучение и инструктажи по вопросам безопасности);

-      следует учитывать потребности и удобства студентов с точки зрения критериев;

-      разработать систему поддержки своих сотрудников и обеспечивать им консультации специалистов в случае критических ситуаций со студентами, а также в случае профессионального стресса;

-      организацию охраны общественного порядка, антитеррористической безопасности;

-      организацию охраны материальных ценностей;

-      поддержание внутреннего распорядка;

-      функционирование процессов психологический адаптации обучающихся;

-      функционирование процессов социальной поддержки сотрудников;

-      изучение настроений и состояния психологического климата в среде сотрудников;

-     создание справедливых систем мотивации сотрудников, обеспечивающих здоровый и благоприятный психологический климат в коллективе, содействующий проявлению инициативы, творчества, креативности и развитию талантов.

Образовательное учреждение должно идентифицировать инфраструктуру и оборудование, необходимые для достижения установленных требований.

Организация должна определить ответственность и полномочия для установления цен и выполнения заявок, закупок, приемки, хранения, охраны, установки, использования и технического обслуживания.

Образовательное учреждение должно определить программы для планирования, обеспечения и поддержания необходимой инфраструктуры, а также программу анализа риска в отношении безопасности и гигиены.

Инфраструктура включает в себя при необходимости:

a) здания, рабочее пространство: аудитории, лаборатории, мастерские, библиотеки, зеленые зоны отдыха;

b) связанные услуги, такие как:

- водоснабжение,

- электроснабжение с соответствующим оборудованием,

- обеспечение газом и топливом, включая соответствующие инструменты для обслуживания,

- медицинское обслуживание;

c) оборудование для процесса обучения, включая принадлежности, товарно-материальные ценности и расходные материалы;

d) службы обеспечения, такие как транспорт, книжный магазин, кафетерий, столовые и детские ясли.

Если при обучении используются материалы и оборудование, которые не охвачены процессами системы менеджмента качества образовательного учреждения, то для подобных ресурсов должны быть описаны причины и цели их использования, определены стандарты для оценки и необходимые управляющие действия.

 Производственная среда

Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею.

Примечание. Термин «производственная среда» относится к условиям, в которых выполняется работа, включая физические, экологические и другие факторы (такие как шум, температура, влажность, освещенность или погодные условия).

Комментарии

В учебный план необходимо включать требования к условиям обучения, в том числе к аудиториям, служебным помещениям, лабораториям, общежитиям и местам общего пользования, обеспечивающие безопасность для здоровья и физические разгрузки*. Службы обеспечения должны способствовать, а не мешать процессу обучения. Образовательное учреждение должно анализировать состояние окружающей среды процесса обучения и территории образовательного учреждения.

 С целью повышения компетентности в данном вопросе мы подготовили для вас семинар на тему: "Менеджер СМК для образовательных организаций".

Для кого предназначен этот семинар

 Этот семинар предназначен для создания системы менеджмента качества, когда требуется стратегическое решение образовательной  организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной  организации влияют:

·  бизнес-среда, изменения или риски, связанные с этой средой;

·  изменяющиеся потребности;

·  конкретные цели;

·  образовательная услуга;

·  применяемые процессы.

Система менеджмента качества не предполагает единообразия в своей структуре или документации и требования являются дополнением требований к образовательной услуге.

Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.

Если вас заинтересовала информация и вы хотите продвинуть свою образовательную организацию, обратите внимание на предложение в этой  ссылке:   https://q-manager.kz/.

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)