«Каждый учитель в душе — молодой педагог»: учитель информатики о работе в школе, современных детях и IT

«Каждый учитель в душе — молодой педагог»: учитель информатики о работе в школе, современных детях и IT

https://mel.fm/uchitelya/3196708-it-klass-i-proizvodstvo-kosmoponchikov-uchitel-informatiki--o-tekhnologiyakh-v-shkole

«Каждый учитель в душе — молодой педагог»: учитель информатики о работе в школе, современных детях и IT

«Профессия учителя будет актуальна всегда»

Еще школьниками мы с братом начали активно помогать учителям. В 16 лет директор предложила нам устроиться в школу техниками — тогда как раз активно пошел процесс информатизации образования. Так что школа — привычная для меня среда. Моя мама — педагог, бабушка была воспитателем в детском саду, двоюродная бабушка — учителем физики.

Кирилл Желябин

Я сам окончил школу в 2013 году, когда многие еще хотели быть юристами или менеджерами. Но мама посоветовала мне поступить в педагогический — как раз потому, что профессия учителя будет актуальна всегда. Правда, нам с братом — у меня есть брат-близнец — была интересна именно IT-сфера, так что сначала мы выбрали профиль «бизнес-информатика», а потом уже решили, что такое образование сможем получить на уровне магистратуры. И решили пойти в педагогический.

«Моя главная цель — помогать»

Формально молодыми педагогами считаются учителя до 30 лет. Но по сути это скорее внутреннее ощущение, которое у каждого свое. Современный мир очень интенсивно меняется, и первые, кто ощущает эти изменения, — как раз учителя. Педагог постоянно находится в процессе обмена знаниями, обновляет их. Возможно, это не слишком корректная формулировка, но когда мы получаем новые знания, мы омолаживаемся, омолаживается наш мозг, появляются новые нейронные связи. Так что в целом можно сказать, что каждый учитель в душе — молодой педагог.

Главная моя цель как учителя — помогать. Мне нравится, что я могу использовать свой опыт, знания, чтобы направлять детей и показывать им, насколько этот мир многогранный, сколько всего в нем есть. Здорово в разных темах и контекстах находить что-то удивительное. И удивление детей часто переходит в удивление учителя. Это, мне кажется, классно.

«Мы должны научить детей критически мыслить»

Мы живем в активно меняющейся информационной среде. Современным детям гораздо легче спросить о чем-то «Алису», чем учителя или родителей. И если речь идет об общих познавательных вопросах, «Алиса» действительно даст более точный ответ. Поэтому учитель сегодня становится скорее фасилитатором (человек, который обеспечивает коммуникацию в группе. — Прим. ред.), который организовывает учеников и помогает им разбираться в безграничном информационном пространстве. Потому что в принципе найти знание не так сложно. Другой вопрос, что с этим знанием делать.

Дети хорошо знают, где что искать. Ну как «знают»: они в курсе, что такое «Википедия» и верхние строчки поисковых запросов. А дальше редко кто ищет. Моя задача как учителя информатики — развить навык критического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи. Важно показать им разницу между поверхностным и глубоким поиском, объяснить, почему круче смотреть разные источники, а не брать первую выпавшую ссылку. Тут нужна практика.

Фото: Shutterstock / Gorodenkoff

Например, нужно сделать доклад или реферат по географии. Можно пойти по первой ссылке, а можно зайти на сайт Русского географического общества. Там много интересной информации, есть даже оцифрованный учебник географии столетней давности. И было бы интересно сравнить, ориентируясь на тему реферата, что писали по этому вопросу сто лет назад, а что сейчас.

«Для поступления нашим ребятам просто не нужны будут никакие привилегии»

В этом году я стал победителем конкурса «Молодые педагоги — московскому образованию» в номинации «Учитель-лидер». Под лидерством подразумевались в первую очередь управленческие навыки. Часть испытаний у нас была такой же, что и у управленческих команд московских школ: тестирование  на должность руководителя образовательной организации, подготовка управленческого проекта, который смог бы улучшить школу и образовательный процесс для детей. Словом, речь шла о плане создания благоприятных условий в образовательной организации. Их, конечно, на практике создает не один человек, а весь коллектив.