Как в разных странах мира борются со школьным буллингом

Как в разных странах мира борются со школьным буллингом
фото: crecelibre.org

Буллинг — явление, распространённое по всему миру. Оно проявляется не только в школах, но и в армии, рабочих коллективах и других комьюнити. По статистике ЮНЕСКО, каждый год в мире буллингу подвергаются 246 млн детей и подростков. 

Однако именно школьный буллинг несёт наиболее тяжёлые последствия — с точки зрения психологии он негативно влияет и на жертву, и на тех, кто её травит, и даже на безмолвных свидетелей. В самом крайнем случае буллинг приводит к суициду или жестокой, иногда убийственной мести со стороны жертвы.

Какие меры намерены принимать в  Казахстане в отношении этого явления, мы уже рассказывали, в этом материале мы проанализировали опыт зарубежных стран. 

Травля в европейских и зарубежных школах

В исследовании Высшей школы экономики дети из семей с более низким уровнем достатка чаще становятся объектами травли - у них нет модной одежды, дорогих смартфонов, и это может сделать их изгоями. Такие ребята чаще других подвергаются словесным нападкам, игнорированию и кибербуллингу.

В школах, где в основном учатся дети из небогатых семей, жертвой буллинга, наоборот, может стать более обеспеченный ребёнок. Эта картина характерна не только для Казахстана, но и для других стран.

Показателен тот факт, что в школах лишь немногие учителя замечают травлю ребенка. Так, проведённое в 2019 году Казанским федеральным университетом исследование показало, что дети по 10-бальной школе оценивают уровень травли и агрессии в школах на 7-8 баллов, а их учителя — лишь на 3-4 балла. 

Для сравнения: в Швейцарии учителя дают оценку уровню травли в их школах на 8-9 баллов, а дети — лишь на 3-5 баллов.

В 2014-2015 годах самый высокий уровень распространённости школьного буллинга среди 27 стран, участвовавших в исследовании Организации экономического сотрудничества и развития (журнал Образовательная политика, 2016 год), был в Австрии. 

21,3% австрийских мальчиков в возрасте от 11 до 15 лет подвергаются буллингу (это почти в два раза больше среднего показателя).  На втором месте разместилась Эстония с 20%. Самый низкий уровень показала Швеция (4%), в которой с 2006 года существуют законы, защищающие от буллинга.

 

Законодательство

Теме буллинга уделяется в последние годы больше внимания. Об этом говорит как минимум то, что с 2020 года существует Международный день борьбы с насилием и травлей в школе и кибербуллингом. Он отмечается в первый четверг ноября.

В некоторых странах, например, в Швеции, Японии, Нидерландах, Молдове, ряде штатов США и др., существуют законодательно зафиксированные определения травли, алгоритмы действий, права и обязанности всех сторон, а также ответственность за насилие (в том числе и психологическое) в отношении детей. Рассмотрим несколько примеров подробно.

Швеция

В Швеции с 1979 года запрещено насилие над детьми, в том числе психологическое. Обижать детей нельзя, даже если авторитарный порядок воспитания соответствует религиозным взглядам или национальным традициям.

Также в Швеции действуют законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации», согласно которым руководство учебных учреждений должно гарантировать, что ребёнка будут уважать и не будут угнетать или травить. Существует даже специальная Школьная инспекция, которая отслеживает все жалобы и происшествия. В неё поступают жалобы и на плохое поведение учеников, а не только на травлю или некорректность учителей.

В школах Швеции до шестого класса не ставят оценок, а успеваемость обсуждают только с ребёнком и его семьей, при этом все школьные принадлежности и обеды для детей бесплатные — чтобы уравнять ребят разного социального статуса. С 2006 года в Швеции есть уполномоченный по правам детей, который занимается исключительно вопросами дискриминации и входит в Школьную инспекцию.

США

В США первым из штатов, решивших законодательно бороться с буллингом, в 1999 году стала Джорджия. Там не только следят за тенденциями, но и запрещают использовать гаджеты, чтобы угнетать других ребят.

В Неваде, которая, как и некоторые другие штаты озаботилась созданием антибуллингового законодательства, человек несёт уголовную ответственность за угрозы в адрес ребёнка и его запугивание. В штатах, где своих отдельных законов нет — дела о буллинге проходят как нарушение гражданских прав.

Япония

В Японии очень ответственно подходят к качеству образования: нагрузка у детей большая, и конкуренция в школах из-за этого высокая. Это приводит в том числе к буллингу и к его последствию — суицидам.

В 2013 году, после того как общественность всколыхнуло недовольство из-за очередного детского самоубийства, — ребёнка травили на глазах у взрослых, но никто ему не помог — был принят Закон о развитии мер предотвращения издевательств. Согласно документу, каждая школа должна разработать политику по предотвращению издевательств, создать структуру, которая будет выявлять, предотвращать и разрешать конфликты.

Методы борьбы с буллингом не ограничиваются одним законодательством: в некоторых странах действуют антибуллинговые программы подготовки учителей, родителей и тренинги для самих школьников.

Успешные методы

Единых подходов работы с проблемой школьного буллинга нет. Во многих странах программы профилактики реализуются достаточно успешно, но 100%-ной эффективности никто не добился.

Норвегия

Одной из самых первых программ считается норвежская система Ольвеуса (The Olweus Bullying Prevention Program), введённая в 1983 году. Её цель — обучить всех из окружения школьников (от родителей вплоть до школьных охранников), как выявить и прекратить буллинг. При этом проблема обсуждается с детьми, и сами ребята могут предлагать свои решения по созданию здоровой атмосферы в школе.

Программа успешно реализуется не только в Норвегии, но и в других странах: её используют школы в Мексике, США, Литве, Великобритании, Швеции и других государствах.

Однако система Ольвеуса, как и большинство ей подобных, не учитывают проблему меньшинств (этнических, религиозных, представителей субкультур, людей с инвалидностью, ребят с нетрадиционной ориентацией).

Финляндия

Ещё один успешный антибуллинговый кейс был запущен в 2009 году в Финляндии — программа KiVa направлена на развитие эмпатии в школьной среде. 

Во время буллинга свидетели перестают наблюдать за ситуацией, а вмешиваются в неё и стараются решить конфликт мирным образом. При этом ответственность за травлю перекладывается на все стороны конфликта, в том числе на тех, кто просто стоял в стороне.

Для обучения используют не только лекции или дискуссии, но и видеоигры и мультфильмы. В каждой школе создаётся специальная «комиссия» из трех человек, которая рассматривает случаи буллинга вместе с участниками событий и классным руководителем. Встречи происходят не в разовом формате, а регулярно, чтобы убедиться, что ситуация изменилась. При этом жертву поручают поддерживать ребятам с высоким социальным статусом.

Программу взяли на вооружение школы из Бельгии, Нидерланд, Эстонии, Латинской Америки, Канады и других стран.

Австралия

Австралийцы не стали создавать программу борьбы с буллингом безосновательно. Сначала они провели большое исследование и выяснили, как обстоят дела в школах, и что стоит изменить. Так появилась программа The Friendly Schools Project. Она направлена на работу со школьниками, их семьями и отдельной проблемной группой учеников 4-5 классов. 

Школы и учителя получают пособия и разъяснения по антибулинговой политике, а детям предлагается разбираться с проблемой буллинга через ролевые игры, дискуссии, театрализованные представления, тренинги, проектную деятельность. 

У учащихся стараются развить самооценку, социальные навыки и эмпатию. Интересно, что количество конфликтов при тестовом испытании программы в школах, где проводился эксперимент, сократилось, но суицидальных мыслей у детей меньше не стало.

США

В этой стране есть сразу несколько программ борьбы с буллингом. Некоторые школы совмещают их с опытом других стран или друг с другом. Программа S.S.GRIN помогает ребятам развить социальные навыки. Она предназначена для жертв буллинга, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также тем, кому необходимо разобраться с агрессией, тревогой, проблемами с коммуникацией и т.д. На тренингах дети получают инструкции, а после отрабатывают навыки в ролевых играх.

Программа School-Wide Positive Behavioral Interventions and Supports не только развивает социальные навыки, но и призвана повысить успеваемость и качество школьной среды. Обучение в рамках программы проходят сотрудники школы, а после применяют полученные знания для изменения ситуации в учебном заведении. В частности, вводится ряд правил, а также система наград и наказаний за их исполнение или нарушение.

Программа Expect Respect ставит своей задачей повысить осведомлённость о буллинге и обучить школьное сообщество борьбе с ним и с сексуальными домогательствами (серьёзная проблема в школах США). Тренинги проходят не только для школьного персонала, но и для родителей, отдельно ведётся работа с жертвами.

Программы Комитета по делам детей — это целая серия подходов, направленных на борьбу с буллингом, дискриминацией, расизмом и развитие социальных навыков. В частности, их программа Steps to Respect действует с 2001 года и её появление было связано с антибуллинговыми инициативами Минюста США. Подход включает в себя обучение школьного персонала и уроки (в том числе и видеоуроки) для детей, адаптированные для разных возрастов и посвящённые разным видам буллинга, а также развитию эмпатии.

Резюме

Британские эксперты образования пришли к выводу, что лучшее лекарство от буллинга — развитие у детей коммуникативных компетенций. Если каждый ученик может точно и открыто выразить свои чувства, найти себе друзей, создать социальные связи, то он с меньшей вероятностью станет жертвой травли, да и зачинщиком тоже. 

Для детей помладше в школах организованы «скамейки дружбы», куда можно сесть, чтобы найти себе партнера по игре; для детей постарше в программу введены уроки социального и личностного роста, где детей учат общаться, разрешать конфликты, выходить из сложных ситуаций и т.д.


В обзоре международного опыта по борьбе с буллингом от Высшей школы экономики отмечается, что 

наиболее эффективные программы включают в себя регулярные встречи психологов или педагогов с родителями, обучающие тренинги, введение дисциплинарных методов в работу. При этом помогают улучшить ситуацию усиление контроля за территорией школы, изменение формы управления классом, узконаправленная работа с теми, чьё поведение отличается или характеризуется как агрессивное.

Некоторые школы обучают детей мягким способам урегулирования конфликтов и активной дружбе (эту методику успешно эксплуатирует, например, финская программа KiVa). Отмечается, что когда речь идёт об усилении контроля — необходима прозрачность системы без авторитарных перегибов. Интересно, что стратегия по наказанию агрессоров показывает меньшую эффективность, чем работа через группы поддержки со всеми участниками буллинга. Например, инициаторам травли предлагается осмыслить ситуацию и придумать, как возместить нанесённый вред жертве.

Многие программы включают в себя не только видеопособия или круглые столы с участием детей, но и творческий подход. Дети участвуют в спектаклях и съёмках видео о толерантности, устраивают концерты, презентации, работают вместе над социальными проектами. Это позволяет ребятам поближе познакомиться, почувствовать необходимость поддержки и взаимовыручки и на практике отработать способы урегулирования конфликтов.

В качестве примера успешного подхода для борьбы с кибербуллингом приводится итальянский проект Noncadiamointrappola («Давайте не попадём в ловушку»), который появился как сайт, созданный самими школьниками, чтобы продвигать контент против травли.

Многие программы за период своей работы помогли снизить уровень распространённости буллинга в два раза. Например, норвежская система Ольвеуса в ряде школ Норвегии и Литвы снижала травлю на 60%. Подобная эффективность отмечается и у комплексного подхода в Швеции, где против буллинга направлено как законодательство, так и школьная среда и программы по развитию эмпатии .

Однако полностью решить проблему не удалось никому. А ведь даже один затравленный ребёнок может стать самоубийцей или решить расстрелять одноклассников.

Рекомендации ЮНЕСКО 

Далеко не в каждой стране мира есть «антибуллинговое законодательство» или чётко проработанная на государственном уровне образовательная политика по профилактике и противодействию школьному насилию. 

ИИТО ЮНЕСКО несколько лет подряд оказывает поддержку Российской Федерации и другим странам региона ВЕЦА в разработке практических рекомендаций и инструментов для работников системы образования по противодействию травли в школе. Например, в России выходит уже третье издание Руководства по предотвращению насилия в образовательных учреждениях.

В таких руководствах приводятся простые, но очень важные советы-напоминания учителю, как поддерживать в классе доброжелательную атмосферу, чего не делать, чтобы не допускать насилия со своей стороны («педагогическое насилие») и не провоцировать насилие и травлю со стороны учеников по отношению друг к другу, как распознавать признаки насилия и травли и вмешиваться без промедления.

Очень важно, чтобы все взрослые в школе – охранник, работник столовой, дворник, уборщик, психолог, социальный педагог – понимали, что такое «травля», могли её распознать и остановить. Для реализации этих рекомендаций достаточно решимости учителя (а лучше группы учителей) и поддержки со стороны администрации.

Подробнее о деятельности ИИТО ЮНЕСКО в сфере противодействия школьному насилию, травле и кибербуллингу можно узнать здесь.