Как карантинные ограничения сказались на школьниках, рассказала председатель правления НИШ

Как карантинные ограничения сказались на школьниках, рассказала председатель правления НИШ

Карантинные ограничения и дистанционное обучение могли негативно сказаться на психологическом состоянии детей, а также повлиять на их умение социализироваться. Об этом заявила председатель правления Назарбаев Интеллектуальные школы Куляш Шамшидинова. Для системы среднего образования, где много участников образовательного процесса, пандемия стала настоящим шоком. По словам Куляш Шамшидиновой, система образования — это та сфера, которая не любит резких изменений, а приходит к ним постепенно. От того и одномоментный переход на дистанционное обучение выдался непростым.

«Само понятие «дистанционное обучение» неновое для человечества. Где-то в 1700 уже в Соединенных Штатах было дистанционное обучение через письма, потом появилось радио, телевидение и, конечно, масштабы увеличивались с появлением компьютеров и интернета. Но нам надо было переходить быстро, и в этих условиях очень было непросто. 19 марта, когда было объявлено, что страна будет уходить в режим карантина, у нас не осталось другого выхода, как переходить на дистанционное обучение, — отметила председатель правления НИШ. - Технические проблемы и организационные вопросы — то, на что в первую очередь обратили внимание, а вот методическая поддержка учителя, ученика и родителя пришли потом. Если раньше родитель просто отправлял ребенка в школу, то теперь ему надо было создать, организовать образовательный процесс. А не каждому родителю это понятно. Теперь министр здравоохранения говорит, что мы будем жить с этим. И тот опыт, который мы набрали, никуда не уйдет, он остался с нами, он будет нам помогать и в будущем. Мы постепенно уже комбинируем». Она также добавила, что в период дистанционного обучения актуальными оставались три вопроса. Первый из них, конечно, качество образования — потеряется оно или нет? «По выпускникам, я могу вам сказать, мы не потеряли. Мы сдаем внешний экзамен кембриджским экзаменационным советам. В этом году, несмотря на пандемию, 94% сдали офлайн, и в этих условиях мы сохранили ту тенденцию роста качества образования, которая была и до пандемии. Но остается вопрос: а как же переходные классы? Поэтому мы сейчас проводим мониторинг во всех Назарбаев Интеллектуальных школах. xтобы понять, где проблемы есть, и помочь детям», — рассказала Куляш Шамшидинова.                    Вторая и уже более серьезная проблема — это психологическая поддержка детей. «Дети остались в замкнутом пространстве, ребенок потерял ежедневную связь, сотрудничество, общение со своими сверстниками. Он находился в системе вокруг одних и тех же людей. После таких условий какое психическое состояние ребенка, как надо помочь? Третий вопрос — самый главный. Он заключается в том, что школы и детский сад являются местом, где идет социализация ученика. То есть ученик, находясь в этом месте, без посторонней помощи взрослого начинает устанавливать контакты, начинает заводить дружбу. Вот этого дети лишись на целый год. Все это восстановить тоже работа системы образования. Потому что навык социализации в будущем будет помогать в трудовой деятельности, как выстраивать контакты с незнакомыми людьми в другой среде», — подчеркнула спикер.

Еще одним вызовом перед отечественной системой образования стала унификация образовательного контента. Решение это хоть и привлекательное, призналась Куляш Шамшидинова, но в то же время имеет и «подводные камни». «Потому что сам государственный стандарт уже унифицирует требования к содержанию образования, к его результатам и к объему. Значит, когда мы говорим, что будем унифицировать, мы должны всегда помнить: каждый ребенок, каждый учитель, каждый класс сам по себе уникален. То есть задача учителя — создавать образовательную среду в культурном контексте ученика, поэтому не каждый контент можно использовать одинаково. Вот, например, у нас, у казахов, самый простой пример, когда новый сосед приезжает, мы открываем дверь, приглашаем в гости. Говорим: «Вот мой дом открыт, ты всегда можешь к нам прийти». А вот другой сосед, например, сажает фруктовое дерево и тоже говорит: «Я с тобой вместе делиться готов». Поэтому культурный контекст ученика и учителя разнообразный. Тем более мы должны учитывать нашу многонациональность», — резюмировала председатель правления Назарбаев Интеллектуальные школы Куляш Шамшидинова.

По материалам ресурса