фото: aussiedlerbote.de
Какое влияние оказывает изменение климата на состояние дорог Казахстана и какие меры необходимо принять для сохранения качества дорожно-транспортной инфраструктуры, используя опыт других стран, говорится в результатах исследования, проведенного заместителем директора секретариата Казахстанского института экономических исследований Алтынгуль Утебаевой, передает портал Качественный Казахстан.
Автор отмечает, что на сегодняшний день имеется достаточно много исследований о пагубном влиянии изменения климата на дальнейшее существование общества. Одной из важных сфер, влияющих на развитие экономики и подверженной изменению климата, являются автомобильные дороги.
По ее данным, протяженность автомобильных дорог в Казахстане на 1 января 2023 года составила 94 781 км.
При этом дороги международного и республиканского значения составили 26,2%, областного значения – 33,5%, районного значения – 40,1%.
Наибольшая протяженность автомобильных дорог международного и республиканского значения приходится на Восточно-Казахстанскую (3414 км), Карагандинскую (2815 км), Алматинскую (2 817 км) и Акмолинскую (2 362 км) области.
«Большое значение в целях обеспечения безопасности движения, увеличения пропускной способности дорог имеет их состояние. В региональном разрезе в 2021 году наибольшая доля дорог в хорошем состоянии приходилась на Мангистаускую область – 95%, Жамбылскую – 95%, Павлодарскую – 90%, Восточно-Казахстанскую и Карагандинскую области - по 89% . В Западно-Казахстанской области наблюдалась наименьшая доля дорог местного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии – 39%», – отметила Алтынгуль Утебаева.
Она дополнила, что к факторам, влияющим на состояние дорог, относятся воздействие нагрузок от проезжающегося транспорта, влияние погодно-климатических условий (отрицательная температура, снег, дождь и др.) и почвенно-геологическое строение местности.
«Последние три десятилетия климат меняется на всей планете, и конечно же, на территории Казахстана. К примеру, в 2021 году в среднем по Казахстану среднегодовая температура воздуха была на 1,58 °С выше климатической нормы за период 1961-1990 гг., и это пятая величина самых тёплых лет за период 1941-2020 гг. Для пяти областей – Туркестанской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Актюбинской и Кызылординской - 2021 год вошел в число 5% экстремально теплых лет с аномалиями от +1,89 °С до +2,28 °С, для Атырауской области год стал рекордно теплым – в среднем по территории аномалия составила +2,63 °С. По данным 19 метеостанций западного и южного регионов 2021 год стал самым теплым годом с 1941 г., рекордные аномалии температуры составили здесь от +1,4 до +3,2 ºС», – поделилась статданными автор исследования.
Она подчеркнула, что повышение температуры и длительные периоды жары негативно сказываются на состоянии автомобильных дорог, вызывая размягчение асфальтового покрытия.
Температуры выше 30 °C могут привести к отказам транспортного оборудования.
Сухое и жаркое лето вызывает износ и проседание дорожного покрытия, что приводит к снижению его рабочих характеристик. Возникают также проблемы перегрева автомобилей и износа шин.
Из-за повышения температуры может возрасти потребность в использовании холодильной техники, в связи с чем увеличатся расходы на грузоперевозки, особенно в теплых районах региона. Частые перепады температуры в зимний период также способствуют разрушению покрытия автомобильных дорог.
«По расчетам группы экспертов на основе 24 тематических исследований в США, на каждый градус Цельсия повышения температуры стоимость жизненного цикла дорог увеличивается на 0,08% и 0,1%, тогда как расходы дорожного агентства на содержание дорог увеличиваются на 0,45% и 0,41% для международных и республиканских дорог соответственно. Увеличение стоимости жизненного цикла дорог и агентских расходов из-за повышения температуры имеет почти постоянную положительную зависимость», – пояснила аналитик.
Она напомнила, что стоимость жизненного цикла (LCC) – это подход, который оценивает общую стоимость актива на протяжении его жизненного цикла, включая первоначальные капитальные затраты, затраты на техническое обслуживание, эксплуатационные расходы и остаточную стоимость актива в конце его срока службы.
Таким образом, по ее мнению, на сегодняшний день возникает необходимость перехода к реальным действиям по определению прогноза влияния этого воздействия на развитие отдельных отраслей и сфер и пересмотру нынешних действий.
Во-первых необходимо использовать прогнозы и расчеты в тенденциях влияния климата на состояния транспортной инфраструктуры.
«Использование прогнозных моделей будет способствовать оценке затрат на предстоящие изменения. Например, анализ адаптационных мер, проведенный с помощью макроэкономической модели e3.kz экспертами Института экономических исследований показал, что повышение устойчивости дорог к изменению климата (дренажные сооружения или новая структура покрытия, увеличивает затраты на 7-9% от обычных инвестиций в дороги, что составляет от 64 до 82,5 млрд тенге в год. Предполагается, что инвестиции в климатоустойчивые дороги сократят ущерб на 50%. Тогда общий экономический эффект от адаптации приведет к росту ВВП на 0,46%, или 389 млрд тенге в год соответственно. Благодаря улучшению дорог, время в пути и, соответственно, транспортные расходы снижаются на 1%», – пояснила Алтынгуль Утебаева.
Во-вторых, необходимо разрабатывать документы, в которых будут отражены мероприятия по адаптации транспортной системы к изменению климата.
«Например, в Германии, начиная с 2016 года, опыт и компетенции семи ведомственных научно-исследовательских институтов были объединены в программу, направленную на адаптацию транспорта и инфраструктуры к изменению климата и экстремальным погодным явлениям. Программа способствует междисциплинарному обмену знаниями и навыками. Таким образом, это создает потенциал для инновационных решений по адаптации к изменению климата и устойчивому развитию немецкой экономики», – отметила автор исследования.
Она дополнила, что в 2016 году Румыния внедрила стратегию развития транспорта «Генеральный транспортный мастер-план Румынии».
Стратегия предусматривает крупные инвестиции в транспортный сектор к 2030 году. Планирование и ранжирование инвестиций также относятся к компонентам, связанным с изменением климата, как в областях смягчения последствий изменения климата, так и адаптации к ним.
«В Казахстане на сегодняшний день отсутствуют программные документы по адаптации транспорта к изменению климата. В национальном проекте «Сильные регионы – драйвер развития страны» на 2021-2023 гг. определен ключевой показатель «Доля автомобильных дорог областного и районного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии на конец 2025 года – 95 %». При этом необходимо пересмотреть стандарты строительства и ремонта дорог с учетом влияния изменения климата, как это требуют современные реалии», – подытожила Алтынгуль Утебаева.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через